Rambler's Top100
14.10.2004, Виктор Милитарев

Чего мы лишились?

По материалам круглого стола АПН

Я хочу выступить один против всех предшествующих докладчиков, потому что каждый из них, по разным причинам, но защищал интересы региональных элит, как свои… Итак, чего мы лишились благодаря президентскому указу? Прежде всего мы лишились, после отмены всенародных выборов главы региона, широкоплечих и толстомордых дядек с зычным голосом, почему-то считающих себя хозяином земли N-ской. Без всяких на то оснований, а просто по процедуре голосования. Этим они и отличались от американских губернаторов, которые все-таки место знали и не беспредельничали.

Второе. Мы лишились самой «замечательной» системы выборов депутатов. А именно, мажоритарной системы с большими округами и с одним туром выборов. То есть, системы с очень высокими скрытыми имущественными цензами, которая выталкивала в мажоритарщики исключительно нужных людей. «Элиту», которая являлась либо ставленниками вот тех дядек, о которых я говорил, либо ставленниками олигархических корпораций, либо ставленниками местного криминалитета. И плакать по этой утрате нам не следует. Хуже, по крайней мере, не будет.

Теперь, зачем это понадобилось. Я вижу две гипотезы. Первая. Коллективный Путин спускает кучу социальных программ в регионы. Коллективный Путин ведет себя честно: вслед за социальными программами он спускает в регионы своих ставленников. И теперь никто из региональных лидеров не посмеет сказать, что Путин — это не отец родной, а отчим, который в продолжение линии «антинародного режима» оставил народ голодным и сирым. К тому же, теперь есть кого наказывать, если региональные людишки жаловаться будут, что их монетизовали по беспределу.

Вообще, в любом здоровом разведывательном сообществе (мы это скоро увидим в ходе реформы отечественного разведывательного сообщества), поощряется товарищеская конкуренция братских спецслужб. И должно их быть — не менее трех. Поэтому, наличие территориального управления администрации президента и их инспекторов по регионам, аппаратов полпредов и их кураторов по регионам и, наконец, губернаторов, дает прочную, привычную нашим административным реформаторам структуру, при которой, по крайней мере иногда, можно получать достоверную информацию. Правда, бывает, что источники легко сговариваются. Это и порождает такие феномены, как Аль-Каида или Талибан, но у нас так сразу не произойдет.

Теперь другой мотив, о котором я уже говорил. Это то, что я называю «программой Трутнева». Та стратегическая линия, в которую, в качестве одного из шагов включено объединение Роснефти и Газпрома. Глава Минприроды от лица президента недвусмысленно заявляет, что министерство собирается провести существенную демонополизацию ТЭКа. Этот процесс должен выражаться в расконсервировании скважин, в возрождении геологической разведки в общенациональных масштабах (скорее всего, межкорпоративной или общегосударственной). А также, в отъеме лицензий у недобросовестных недропользователей, в проверке денежных средств, в окончательной борьбе с трансфертными платежами, в борьбе с хищническими методами эксплуатации.

И прочими другими штуками, от чего у любого геолога невольно, я говорю без всяких шуток, слеза набегает — неужели наши, наконец, пришли. В этой ситуации есть сильное подозрение, что под лозунгом демонополизации ТЭКа готовится нормальная программа ползучей национализации. По крайней мере, национализации основной части доходов от ТЭКа. Тогда совершенно понятно, для чего нужно усиление президентской власти в регионах. Если это так, то я только спасибо скажу: дорогой Владимир Владимирович, да разбей же ты, наконец, их собачьи головы!

Наконец, о будущем региональной системы. В этой сфере, если не будет ничего хорошего, то не будет хуже. Я сейчас объясню, что такое «не будет хуже» и что такое «не будет ничего хорошего». «Не будет хуже» — в том смысле, что региональная элита живет по известному анекдоту о воронах. Идет человек, сидят вороны. Он кидает в них камнем. Вечером возвращается, они там же сидят. Он говорит: «Вот сволочи! Перестроились». Региональные элиты — они мастера перестроек, поэтому при прочих нормальных условиях они пропорциональной системой выборов по партийным спискам в региональное законодательное собрание овладеют в совершенстве…

Теперь о возможностях «хорошего». Есть лишь некоторые шансы на то, что партийная система в России является не просто инструментом реализации известного пророчества Троцкого. Пророчества о том, что эти люди скинут Советскую власть, чтобы увековечить свои льготы и привилегии. Можно назвать прошедшие 10-15 лет — «эпохой монетизации и капитализации номенклатурных льгот и привилегий». Добившись этой цели, наши властители, решили к тому же сделать свое пребывание у власти вечным. Для чего и создали несколько «партий власти». Причем создали их одновременно, чтобы в России между собой конкурировали либерально-демократическая партия Японии с институционально-революционной партии Мексики, Индийским национальным конгрессом и… какая там еще была партия власти в Сингапуре? Четырех партий власти с запасом, конечно, хватит.

Но должен сказать, что при всей высоте барьеров, возведенных нашим дорогим Владиславом Юрьевичем Сурковым, чтобы не дай Бог, народ их не перепрыгнул, есть у нас маленький шанс на победу. Все-таки народ — а под народом я имею в виду не только бедных людей, но также и интеллектуалов, низовых чиновников, мелкий, средний и крупный национальный капитал — способен между собой договориться. И тогда можно создать парочку федеральных партий «за народ», если удастся конечно объединить интеллектуалов с держателями пивных и свечных заводиков.

И не важно, будет ли это партия правых или левых «народников» — лишь бы олигархам голову оторвать. В этой ситуации я сильно подозреваю, что у региональных кланов может возникнуть соперник. Он не обязан возникнуть. Пока мы видим, что сходные попытки делаются все равно под тем же азефовско-распутинским патронажем наших недотейлеранов и недометтернихов из Кремля и со Старой площади. Но, главное, что такие попытки делаться могут.

Новая система меньше противоречит интересам создания реально патриотических сил, чем предшествующая. А для того, чтобы региональные элиты не имели слишком много власти на местах, я бы посоветовал моим товарищам, которые в Думе это будут обсуждать, обязательно ввести право отзыва депутата. Пусть даже избранного в регионах по партийным спискам и по пропорциональной системе, но законодательно оформленного на съезде партии при условии, соответственно, правильного голосования и выставления многих кандидатур.

Вот если этот механизм у нас будет (замечу, что я его прежде предлагал против самовластных губернаторов, теперь я его предлагаю против наших региональных народолюбивых элит!), то в общем-то с этой системой можно будет справиться. Потому что при определенных условиях, даже из такой абсолютно аморальной организации, как ЛДПР, можно создать нечто человеческое.


www.apn.ru
© «Агентство политических новостей» 1999-2004.
Издание зарегистрировано в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ.
Свидетельство: Эл. №77-2792. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на АПН обязательна.
Информация о проекте: info@apn.ru
Реклама на сайте: pr@apn.ru
Rambler's Top100