Rambler's Top100

Виктор Милитарев, Михаил Денисов

 

И он никакой не мучитель, а просто наш добрый учитель

Предали ли Мальвина и Пьеро своего учителя?

 

Неделю назад затяжной конфликт между Государственным академическим симфоническим оркестром (ГАСО) и его художественным руководителем перешел в новую фазу - благодаря увольнению Светланова с его казавшегося пожизненным поста.

Хотя приказ подписал министр Швыдкой, сам он, по нашему мнению, вряд ли бы на это решился. И дело здесь не только в его давних отношениях со Светлановым, но и во всегдашнем строгом соблюдении субординации. Так что это, по-видимому, решение Путина.

Против этого решения поднялась пиарная кампания. Собраны полторы сотни подписей деятелей культуры в поддержку Светланова, на ТВ-Центре Караулов в своем "Моменте истины" скорбит насчет уничтожения русской культуры. Довели, мол, художника до почти смертельного сердечного приступа, а художник героически полетел дирижировать в Финляндию. О том, как оперативно отреагировала НТВ, пойдет речь ниже.

Пиарная кампания проверяет Путина на излом - ведь в ельцинскую эпоху у таких методов были успехи. Чтобы не слишком удаляться от культурной тематики, ограничимся аналогичным примером из театральной области.

Юрий Любимов получил, как известно, теплый прием у Лужкова и Ельцина, хотя, по самым фундаментальным (то есть наиболее очевидным для нравственного чувства) законам морали, самым лучшим, на что он мог рассчитывать, было всеобщее осуждение. Таким образом, кое-чего Лужков и Ельцин боялись больше, чем этих фундаментальных законов.

Любимов эмигрировал без театра и сумел воспользоваться своей эмиграцией как заслугой в деле борьбы с Советской властью, добившись контрактов в качестве режиссера на постановку нескольких престижных спектаклей с заграничными театрами. Потом он частично вернулся в Россию к терпеливо дожидавшимся его актерам и объявил, что здание театра должно "по праву" принадлежать ему лично, а театр пережил свое время, да и как бы копирайт на его деятельность опять же "по праву" принадлежит ему, Любимову, так что актерам лучше разбрестись куда-нибудь подальше, а он себе оставит только талантливых. Понятно, что под "талантливыми" он понимал более покорных (когда не было конфликта интересов, талантливыми почему-то были все).

Особенно отвратительна была его претензия на моральную безупречность своей позиции. Он претендовал на роль собственника там, где был таким же, как все, наемным работником! Представьте себе, как нанятый тренер футбольной команды, выведший ее в призеры, на этом основании стал бы требовать у владельцев бесплатно передать ее ему в собственность. А лохи-владельцы частично прогнулись бы перед этой наглостью и передали бы ему половину активов клуба!

Но как раз такую операцию проделал Лужков. Чего же он испугался?

Дело в том, что на защиту Любимова поднялась почти вся творческая интеллигенция - сторонники демократов. Они практически единым фронтом развернули кампанию во всех своих газетах, организовали десятки телепередач. По массированности их кампания превосходила почти все, чего смогли за десять лет добиться самые богатые кандидаты в ходе избирательных кампаний. И в арсенале этой кампании не было никаких реальных аргументов. Вместо этого они просто выступали как бы от лица АОЗТ "Народная совесть", пускали слюни насчет того, как кто-то посмел возражать ТАКОМУ человеку, говорили, что театр "На Таганке" - дело жизни Любимова, а поэтому только он может решать, как с ним поступить.

Надо отметить, что не сдавшиеся актеры одними из первых в России стали бороться за свои гражданские права. Наверное, именно поэтому на них так и набросилась агрессивно-сюсюкающая стая любителей Юпитера.

Сокращая, можно сказать, что больше всего Лужков и Ельцин боялись, что их не примут в почетные члены вышеупомянутого АОЗТ.

Напомним же историю скандала вокруг ГАСО. После тридцати лет работы художественным руководителем ГАСО Светланов в 1994 году заключил выгодный долгосрочный контракт в Голландии с гаагским оркестром и постепенно все меньше и меньше времени проводил в ГАСО. Но от должности отказываться не желал, препятствовал временным приглашениям других дирижеров и тем самым не давал оркестрантам возможности выступать и записываться (а не только репетировать) и зарабатывать работой в оркестре хоть что-то помимо скромной зарплаты, оцениваемой примерно в сорок долларов. Многие музыканты стали уходить из оркестра (который, напомним, является государственным учреждением). Сейчас не заполнены вакансии на два десятка мест. При этом сам Светланов получил в Голландии в 1999 году не менее миллиона долларов.

Оркестранты с 1995 года не раз просили правительство вмешаться, а в конце 1999 выразили Светланову недоверие. В ответ на это Светланов потребовал оркестр распустить и назначить новый конкурс на замещение должностей.

В 1997 и 1998 годах Ельцин наградил Светланова двумя орденами. Кроме того, Светланова наградила Православная церковь и некоторые иностранные организации. Это вполне обеспечивало его членство все в том же пресловутом виртуальном АОЗТ.

При этом Светланов прекрасно сознавал, что нарушает трудовое законодательство, связанное с госпредприятиями, но выдвигал тезис о его неприменимости к творческим коллективам, приводя примеры, как иногда ухудшалось творчество некоторых из них при увольнении руководителей тиранического склада.

Здесь резонно спросить: зачем вообще государству такие коллективы, которые выдают качественный творческий продукт только при нарушении прав работников и к тому же не приносят государству дохода? Человеческая жизнь гораздо важнее любого художественного творчества. Что с того, что у коллектива без руководителя-тирана может получаться хуже - зато не будет непрерывных унижений. Отсутствовавший, но не дававший работать Светланов являет собой, как и Любимов, тип барина, третирующего работников почти как крепостных. Недаром же он называл их "говнюками, которые  недостойны летать с ним в одном классе".

Мерзки крепостнические замашки дирижера, но любители и защитники гениев во сто крат гаже. Здесь своей оперативностью выделилась компания НТВ. В ее новостях от 17 апреля певица Архипова набралась наглости заявить, что оркестранты предали Светланова. Да, бывают случаи, когда все предают одного. Здесь же картина, как мы видели, обратная. Но за словами Архиповой стоит нечто большее, заслуживающее пристального внимания. Ярче всего это проявилось в комментарии постоянного обозревателя НТВ на темы культуры Елены Курляндцевой, прозвучавшем в том же материале НТВ. Смысл его состоял в том, что Светланов - гений, единственный, гордость России, а власть пошла на поводу у склочников, которые выдумали, что у них есть какие-то там социальные права, тогда как этих склочников можно легко заменить и набрать новых сотрудников. (Заметим, что речь идет не об урюпинском ансамбле песни и пляски, а о первом по рангу оркестре страны. Понятно, что в него набирали лучших исполнителей, а не только лучшего дирижера. И вполне очевидно, что сам Светланов больше всех в этом участвовал.)

Чтобы так, как Курляндцева, защищать эксплуататора, нужно быть законченным подонком. И мы очень надеемся, что эта наглая позиция есть все-таки личное мнение г-жи Курляндцевой, а не официальная линия НТВ. Такие, как Курляндцева, пытаются навязать обществу гнусное мнение о суперособых правах гения при помощи ничем содержательно не подкрепленного сюсюкающего морализирования.

На эту удочку попался даже министр Швыдкой, подписавший приказ об увольнении Светланова. Он  наполовину сочувственно не раз процитировал какого-то козла, который говорил, что гений всегда прав, а чиновник по сравнению с ним - это по существу нуль. И в своей критике Светланова Швыдкой говорил только о том, какой тот плохой менеджер, тогда как дело-то в том, какой Светланов плохой человек.

В этот раз кампания в СМИ идет довольно вяло, тон в ней в основном задают полуоппозиционные каналы Лужкова и Гусинского, следуя основной своей линии моралистического давления на Путина. Эта вялость связана судя по всему с тем, что  акции того самого АОЗТ к настоящему времени многократно упали в цене и интеллигенция больше не выступает единым строем. Например, дирижер Спиваков приводит свидетельство о том, что в США оркестранты (вовсе не государственных оркестров!) выставляют дирижеру штрафные баллы, и тот, кто наберет их больше тридцати, получает по существу волчий билет и с этого момента почти не имеет шансов быть в Америке дирижером.

Да и правительство Путина в заемном авторитете, в отличие от правительства Ельцина и московского правительства Лужкова, уже не нуждается. Момент, правда, в некотором роде переломный. Если сейчас для Путина все же имеет некоторое значение его репутация в глазах культурных знаменитостей, то через некоторое время, по-видимому, эти знаменитости будут бороться за репутацию в глазах Путина.

На тот же короткий период, когда администрация Путина все еще может прислушиваться к воплям бандарлогов, мы хотели бы презентовать путинским пиарщикам несколько контраргументов, способных легко отфутболивать ходоков и подписантов из мыльного АОЗТ.

 Эти контраргументы сводятся к простой мысли, что никаких таких особых  прав в гражданском обществе и правовом государстве, проводящем либеральную политику ни у какого гения нет даже в том случае, когда гений - порядочный человек, а уж у подлеца не может быть даже права на простое уважение.

Гениальность - ценное качество, но гораздо менее ценное, чем честность и порядочность. Это основной пункт.

Гениальность к тому же вполне заменима. Научные теории не уникальны по содержанию и сплошь и рядом независимо и одновременно открываются многими. Художественные произведения уникальны в основном в том, что имеет второстепенное значение. Да и они по существу повторяются. И даже если бы они были по-настоящему уникальны, это не имело бы почти никакого значения, так как художественная уникальность вовсе не способствует реализации ни нынешних, ни будущих базовых прав человека.

Коротко говоря, гений-подлец - это просто говно, которое заслуживает, чтобы ему били морду и топтали ногами. А выражаясь более "изящно", в приличном обществе таким людям, как Любимов и Светланов, принято не подавать руки или - в знак уважения к их гениальности - отвешивать пощечины.

А кто ищет особых прав гения может за ними отправляться к Козимо Медичи, Николаю Бухарину и прочим Ким Чен Ирам.

 

Rambler's Top100