Rambler's Top100

 

Виктор Милитарев, Михаил Денисов

 

Создание политической партии как проект

Аналитическая записка

 

При постановке задачи создания политической партии нужно ясно видеть целевые ориентиры и основные механизмы продвижения в их направлении. Вождистские «партии», имеющиеся сегодня в России (это «Яблоко» и ЛДПР), как путеводные маяки не годятся. Они вряд ли переживут не то что самих вождей, а просто саму их популярность.

Второй момент, который можно отметить, заключается в том, что все политические лидеры в России, кроме Зюганова, как бы назначены сверху, то есть вначале состояли на каких-то правительственных должностях. Здесь даже Жириновский – не исключение, ведь создание ЛДПСС (начиналось все еще в Советском Союзе) патронировалось КГБ и кое-кем в ЦК КПСС. Попытки построения партий посредством прямолинейного вложения денег в рекламу ни к чему осязаемому не привели (можно вспомнить Брынцалова, Аксентьева-Кикалишвили, «Кедр»). Не привели к успеху и безденежные проекты, основанные на идеологии (СДПР, РПРФ, ДПР).

 Видимый в лупу «успех» на двух думских выборах РКРП объясняется очень большим упорством (вплоть до параноидальности) ее рядовых членов и потому заметной рабочему движению работой во многих регионах России.

За непосредственный образец в построении партии тем не менее нельзя принимать ни КПРФ, ни РКРП. Ведь в нашей области политического спектра просто нет такого, как у них, количества людей, готовых вести повседневную партработу почти за бесплатно. Кроме того, работа в КПРФ и РКРП ведется не профессионально, а «числом», «ногами». Это, естественно, тоже не подходит в качестве образца.

Недостаток в «бесплатных» человеческих ресурсах нужно восполнить специальной организацией работы. Она должна быть организована во многом по типу большой избирательной кампании, ведущейся последовательно и заблаговременно и с расчетом на политический результат, а не заработок или воровство. Очевидные отличия от избирательной кампании состоят, скажем, в том, что партстроительство будет длиться дольше любой избирательной кампании и само будет включать в свой процесс таковые и что агитаторами будут работать не чистые наемники, а те, кто будет вовлекаться в ряды членов партии.

Отличие во временных характеристиках ведет к отличию в организации процесса и, в частности, в создании внутри партии на постоянной основе институтов, которые в избирательных кампаниях привлекаются как сторонние организации на договорной основе (примером такого рода институтов может служить информационное агентство). Например, обучение кадров для избирательных кампаний обычно проводится либо между кампаниями за деньги клиента, либо наспех во время кампании (чтобы самим не выезжать из Москвы). В партстроительстве же обучение кадров необходимо сделать непрерывным процессом.

 

Во главе всей работы должно стоять оргбюро, которое будет состоять из «исполнительного председателя партии», руководителей направлений и – для крупных направлений – их заместителей, а также финансового директора и директора по кадрам. Оргбюро вырабатывает и по результатам деятельности корректирует политику всей партийной инфраструктуры. Исходя из этого, переговоры с различными партнерами должны проводить именно члены оргбюро. Функции финдиректора и кадровика на заседаниях оргбюро в основном состоят в указании ограничений по денежным и человеческим ресурсам.

В регионах создаются небольшие орггруппы из трех-четырех человек, служащие ядрами штабов кампаний. Эти орггруппы обучаются в центре и работают затем на постоянной основе.

Основные подразделения: финансовая служба (включая бухгалтерию), орготдел, комитет по международным связям, отдел специальных мероприятий, юридическая служба, газета и издательство, пиарно-рекламное агентство, институт-университет, информационное агентство.

Все подразделения следует создавать на профессиональной внутренней основе – для повышения надежности (как политической, так и в смысле уменьшения воровства) и экономии средств (достигающейся как за счет исключения посредников, так и за счет уменьшения зарплаты своим сотрудникам по сравнению со сторонними: свои сотрудники мотивированы своей возможной политической раскруткой либо карьерным ростом и укреплением в обществе своих воззрений). Кроме того, все подразделения должны будут работать постоянно, годами. И естественно, что привлекаемые на договорной основе сторонние агентства не могут руководить непрерывной партийной работой. К тому же привлечение сторонних агентств осложняется неблагоприятным состоянием рынка PR в России (см. подробнее Приложении № 1).

Пиарно-рекламное агентство занимается фандрэйзингом (привлечением спонсоров) креативом (медиапланирование, разработка и «внедрение» информационных поводов, разработка визуальных и аудиоматериалов (газетные статьи, листовки, плакаты, буклеты, баннеры, сувениры, значки, тексты теле- и радиовыступлений, радиоролики и т.п.), разработка и осуществление спецопераций) в непрерывном контакте с социологическими службами института-университета (обкатка макетов и образцов на фокус-группах, отбраковка и доводка), размещением в СМИ, размещением заказов в типографиях. Оно также размещает материалы в Интернете, в частности, поддерживает сайты с партийными креативными и аналитическими материалами, ведет информационную ленту, поддерживает веб-конференцию, помещая провокационные сообщения и давая ссылки на нужные статьи. При получении заказов оно совместно с другими подразделениями (в особенности с институтом-университетом) ведет избирательные кампании (не обязательно социал-демократических кандидатов).

Институт-университет по заказам пиарно-рекламного агент­ства проводит социсследования (фокус-группы, соцопросы) как общего характера, так и связанные с производимым пиарным агентством креативом; он ведет аналитические исследования; разрабатывает программные документы, размещает заказы на разработку экономически программ; работает с несоциологиче­ской информацией из открытых и полуоткрытых источников (такой, как слухи в политтусовке, слухи из Кремля, правительства, парламента и т.п.); он занимается обучением кадров для регионов; он разрабатывает политические и экономические проекты, могущие заинтересовать спонсоров и возможных административных, политических или экономических союзников.

Информационное агентство обеспечивает распространение информации (непосредственное и контекстное), занимается текущим мониторингом СМИ (как центральных, так и региональных) и формирует на базе этого мониторинга предложения по информационным поводам и спецмероприятиям, занимается сбором информации (в том числе досье и компромата на политических противников), обеспечивает прикрытие для работы представителей структуры в органах власти, в “горячих точках”, а также в иных российских и зарубежных институтах, позиционирует через свои продукты кадры партии в качестве публицистов и пр. для повышения узнаваемости в избирательных округах, обеспечивает медиа-поддержку избирательных кампаний партии, устанавливает связи с зарубежными СМИ и “центрами медиа-влияния” Запада.

Газета и издательство обеспечивают непосредственное распространение информации о деятельности партии, ее идеологических и политических документов, занимаются популяризацией идей социал-демократии.

По каждому из перечисленных направлений деятельности необходимо иметь бюджет, финансовый план, штатное расписание, должностные инструкции, план-график мероприятий, схемы управления и схемы взаимодействия подразделений. Требуемые пакеты документов могут быть представлены разработчиками настоящей аналитической записки сразу после согласования принципиальных вопросов и достижения взаимопонимания о необходимости именно такой организационно-управленческой структуры.

 

 

 

Приложение № 1

 

О некоторых характерных чертах рынка политического пиара в России

(под пиаром здесь будет подразумеваться оргдеятельность по проведению политических кампаний, в особенности избирательных)

 

Самые крупные по доходам PR-конторы находятся в Москве и прикормлены Кремлем, то есть спонсируются в основном из госказны. Они возглавляются Минтусовым, Ситниковым и Павловским. С ними соревнуется Кошмаров, приближенный к петербургскому губернатору Яковлеву. Следующий по доходам эшелон состоит из десяти-пятнадцати групп, также вьющихся вокруг центрального начальства.

Но у всех этих групп не хватает людей, чтобы составить постоянные команды профессионалов, выполняющих собственно пиарную работу. Поэтому они по очереди используют одних и тех же людей (иногда целыми командами, иногда частями команд), по необходимости разбавляя их наспех натасканными людьми из регионов (с профессионалами из регионов стараются дела не иметь из экономии средств).

Главы пиарных группировок берут себе лично до половины всех средств, выделяемых на кампанию (именно всех, а не какого-то там «фонда заработной платы»). Очевидно, что это невыгодно и спонсорам, и профессиональным командам, проводящим кампании. Но профессиональные команды спонсорам известны мало, так как, в частности, не могут на свои заработки проводить рекламные кампании по само раскрутке.

Другой характерной уродливой чертой российского пиара является  конкурирующее ведение кампании одного кандидата или одного избирательного блока сразу несколькими пиарными группировками. У крупных клиентов кампанию зачастую проводят одновременно пять-шесть соперничающих групп.

Третий существенный момент – разворовывание бюджета кампании. Больше всего крадут на полиграфии, изготовлении видео клипов и на размещении в СМИ. Видео клипы очень редко бывают полезны клиенту, но зато очень удобны для воров. Размещение в СМИ и типографские работы занимают значительную долю бюджета кампании, но не требуют большого числа менеджеров и вообще человеко-часов. Работы по агитации, напротив, требуют больших трудозатрат, поэтому при той же суммарной доле воровства каждому бригадиру или менеджеру достается меньше. Еще одна статья воровства – аренда помещения и закупка оборудования.

Минимизация всех названных выше негативных моментов требует при формировании PR-проектов иного подхода, как к подбору персонала, так и к определению целей.

 

Rambler's Top100