Rambler's Top100

Михаил Денисов, Виктор Милитарев

 

Концепция идеологии избирательного блока на выборах в Государственную Думу в 1999 году

 

Избирательный блок без электорально сильных лидеров и малознакомый избирателям, но имеющий удовлетворительное финансирование, может приобрести шансы на преодоление пятипроцентного барьера лишь при наличии послушной отлаженной организации и отчетливо нравящейся населению, то есть популистской, идеологии.

Такая идеология с необходимостью будет внутренне противоречивой, так как выражает чаяния массового сознания, которое не проводит последовательного и сколько-нибудь научного анализа своих продуктов. Но некоторые противоречия становятся видны и этому сознанию, поэтому для них следует выработать правдоподобные или – если правдоподобие будет сомнительным – уводящие в юридико-социолого-экономическую даль отмазки.

Эта идеология по факту не может быть универсально приемлемой для всего электората, так как в нем уже имеются ангажированные меньшинства, у которых к тому же есть опыт голосования «за своих». Остается «молчаливое большинство» (в действительности оно тоже является меньшинством, но зато самым крупным), у которого на предыдущих выборах настоящих «своих» не было и которое голосовало за «чужих» – то ли из-за кажущегося безрыбья (а в действительности из-за неверия в законность, справедливость и массовость своих взглядов), то ли по ошибке, то ли по принципу наименьшего зла (как еще одному виду следствия неверия в себя).

Чаяния этого молчаливого большинства на предыдущих выборах были оттеснены другими, не совсем «родными» для него идеями. Но накапливающееся разочарование в этих чужеродных идеях, которое объясняется экономическим застоем последних восьми лет, упорствованием властей в своей экономической политике, заскорузлостью, трусостью, а порой и продажностью коммунистической оппозиции, привело, наконец, к такому состоянию, что молчаливое большинство теперь готово за свои чаяния проголосовать. Поэтому задача избирательного блока состоит в том, чтобы массовый избиратель отчетливо отождествил свои чаяния с намерениями этого избирательного блока и поверил, что голос, поданный за этот блок не пропадет, то есть поверил, что блок преодолеет пятипроцентный барьер.

 

Чего же хочет молчаливое большинство, что ему нравится и что не нравится? В особенности сейчас, в 1999 году?

Точные, детально дифференцированные ответы на эти вопросы дало бы аналитико-социологическое исследование. Но руководящие предположения, основанные на нашей профессиональной интуиции, опыте избирательных кампаний, анализах проводящихся социсследований, разговорах с социологами и т.п., вполне можно сформулировать уже сейчас.

Ему нравятся имеющиеся в ельцинскую эпоху свободы, возможность свободных (лимитированных только денежно) поездок за границу, нравится уменьшение (по сравнению с доперестроечным периодом) цензуры, нравится – пусть и воспринимающаяся как кривая – наличная демократия, нравится увеличившийся за счет импорта ассортимент товаров, нравятся новые – пусть и не всегда легко доступные - информационные и технические возможности, нравится возможность свободно обменивать рубли на доллары и обратно, нравится принципиальная возможность заводить свой бизнес, нравится возможность продавать и сдавать свои квартиры.

А не нравятся:

·         малый и узкий по диапазону выбор профессий, в которых можно сколь-нибудь достойно реализоваться,

·         невозможность (в некоторых городах и населенных пунктах) найти хоть какую-то оплачиваемую работу,

·         постоянно подстерегающая перспектива потерять сносно оплачиваемую работу с малой вероятностью найти в обозримые сроки равноценную замену, не нравится и то, что дело поиска работы почти целиком ложится на плечи самого безработного,

·         невозможность безопасно и без непосильных поборов со стороны бандитов и властей завести свой бизнес,

·         обстановка господствующей в бизнесе и политике нечестности,

·         вольготное существование бандитских сообществ,

·         сращенность государства с суперкрупным воровством,

·         имущественное неравенство, образовавшееся в годы ельцинского правления путем массового нарушения закона и не компенсированное никакими экономико-технологическими проектами, которые хотя бы в перспективе давали ограбленному населению возможность улучшить свое положение,

·         непредставленность взглядов «молчаливого большинства» на телевидении,

·         несамостоятельность международной политики – значительная подчиненность ее по некоторым существенным направлениям интересам американского правительства, являющегося основным союзником ельцинского режима в противостоянии последнего другим российским политическим силам.

 

«Молчаливое большинство» также еще хорошо помнит привлекательные  стороны советской системы и надеется на их восстановление, может быть, и в измененном виде. Сюда относятся бесплатные образование и медицинское обслуживание, трудоустройство по специальности (в частности, распределение выпускников ВУЗов), доступность ежегодного отдыха, сравнительная доступность получения жилья, недорогой общественный транспорт, социальная престижность высшего образования и чтения художественной и научной литературы.

 

Естественно, что оно хочет, чтобы то, что ему нравится, оставалось и по мере возможностей еще улучшалось, и чтобы то, что ему не нравится, либо почти сразу, либо постепенно и по возможности быстро сходило на нет или полностью устранялось. Оно хочет восстановления того хорошего, что было раньше, и будет приветствовать то хорошее, что только еще может появиться в России и что частично уже реализовано в других странах.

Избирательный блок, желающий опереться на эти потребности, должен представить свои политические намерения в такой форме, которая давала бы ощущение сравнительной нетрудности и быстроты удовлетворения этих потребностей или хотя бы представляла для их удовлетворения ясную перспективу, не затягивающуюся более чем на 8-10 лет.

Как основные направления пропаганды блока можно выделить следующие предлагаемые им мероприятия:

·         национализация за малую и очень малую плату незаконно и полузаконно приватизированной госсобственности, в особенности ТЭКа,

·         конфискация незаконных вкладов российских граждан в зарубежных банках и незаконно приобретенной за рубежом собственности (в основном недвижимости),

·         арест крупнейших воров, то есть олигархов, «странным образом» безумно разбогатевших министров и их родственников, ни с того, ни с сего ставших миллионерами губернаторов и т.д. и т.д., и конфискация их собственности во всех формах,

·         «крестовый поход» против бандитов,

·         создание на вырученные от массовой конфискации средства государственной системы поддержки малого и среднего бизнеса, государственной системы занятости, в частности, системы трудоустройства молодежи,

·         проведение государственной политики, направленной за защиту малого и среднего бизнеса от рэкета, и поощрение создания системы его самозащиты,

·         принятие закона о выплате задолженности по зарплате с процентами и в соответствии с инфляцией,

·         принятие закона о праве «на бунт» против злостных неплательщиков зарплаты с реквизицией работниками собственности неплательщика с последующим рассмотрением в суде,

·         воссоздание системы социальных гарантий в областях: а) права на труд по специальности, б) права на бесплатное и/или дешевое образование, в) права на качественное бесплатное и/или дешевое медицинское обслуживание, г) возможности получить жилье по доступным для соответствующих имущественных категорий ценам и в рассрочку по льготным кредитам, д) возможности отдыхать за приемлемую плату в условиях, не худших, чем это было возможно в СССР,

·         создание государственной системы постепенной продажи части возвращенной государственной собственности, то есть постепенной, небыстрой, проводимой строго по закону и определяющейся эффективностью общественного производства новой приватизации,

·         создание государственной системы поддержки науки и высоких технологий,

·         создание системы общественного контроля за действиями властей, вообще передача части власти от начальства активным легальным общественным группам,

·         развитие демократии, в частности, более равномерное распределение властных ресурсов между элитами, расширение самого круга элит посредством роста влияния интеллектуалов, повышение вертикальной мобильности,

·         создание системы пропорциональной – в соответствии с результатами парламентских выборов – представленности политических сил на центральном телевидении,

·         созыв всенародно избираемого Конституционного собрания с целью замены жульнически навязанной Конституции, которая уже доказала свою пагубность для экономики и вдобавок непосредственно грозит срывом страны в диктатуру,

·         принятие закона об отзыве депутата и избирательного блока, закона об ответственности депутата и избирательного блока за невыполненные обещания, закона, отменяющего депутатскую неприкосновенность,

·         проведение последовательной международной политики, отстаивающей интересы России, установление более тесных экономических (а иногда и политических) отношений с наиболее выгодными для России партнерами, определение тех стран, которые самим своим местом в международном разделении труда, этносом, религией, культурой, географическим положением, наличием или отсутствием полезных ископаемых и т.п. являются естественными союзниками России,

·         создание системы информационной экспансии России во все страны мира,

·         создание такой системы доступа всего населения России к мировым информационным ресурсам, которая посредством соответствующим образом структурированного поиска будет направлять и обучать массового пользователя в необходимом для России ключе,

·         создание системы быстрого нахождения и использования ценных идей, появляющихся в других странах,

·         создание системы государственной поддержки оперативного получения российскими исследователями научной информации,

·         превращение России в мировой образовательный центр, куда бы приезжали учиться люди со всего мира.

 

Эта система мероприятий должна быть отражена на все форматы, применяемые в избирательной кампании. Так, она должна служить основой всего креатива избирательного блока и составить ядро его программы. Ею и формально, и неформально должны руководствоваться лидеры блока в их относительно самостоятельных выступлениях.

Но ее необходимо еще отразить на систему лозунгов кампании, эта система лозунгов должна быть несколько более короткой и особо ударные пункты должна выделять более крупными тиражами. Основой системы лозунгов должны послужить, во-первых, те пункты, которые непосредственно провозглашают борьбу с наиболее доставшими «молчаливое большинство» сторонами российской жизни (они перечислены выше как то, что ему не нравится), во-вторых, те пункты, которые больше всего привлекли бы его при их лозунговом опубликовании. Эти последние пункты есть в первую очередь то, чего в России еще нет, например, «антидепутатские» законы или система вхождения в бизнес, доступного широким слоям, или восстановление в модифицированном виде советской системы социальных гарантий, или создание системы самозащиты малого и среднего бизнеса от рэкета.

Эта идеология должна стать основой всех разрабатываемых информационных поводов и спецмероприятий, таких как пикеты, акции, выбросы компромата. Кроме того, избирательный блок – когда это ему выгодно – может подхватывать и лоббировать те проекты, которые выглядят идейно близкими, транспонируя их пропаганду таким образом, чтобы они вообще становились неотличимыми от мероприятий самого блока.

 

Для эффективного ведения кампании систему лозунгов следует корректировать в соответствии с тем, кто изображается врагом блока в глазах избирателя, а также в соответствии с тем, кто является реальным конкурентом блока в борьбе за голоса «молчаливого большинства».

Основными врагами блок должен объявить ельцинский режим, демократов и коммунистов. Ельцинский режим должен быть изображен как главный виновник всего негативного в России за последние годы. Это не только соответствует действительности, но и совпадает с мнением «молчаливого большинства». Демократы должны изображаться как идеологические поджигатели, инициаторы, главные пособники, а порой, и фактические проводники этого режима., а верхушка демократов еще и как одни из главных воров. И здесь не будет погрешения против истины и отклонения от мнения «молчаливого большинства».

Коммунистов же следует изображать как состоящих из двух частей. Одна из них является мнимой оппозицией, достаточно трусливой и в основном удовлетворенной своим местом в политической системе (отметим, что здесь мы впервые намеренно несколько отклоняемся от истины, хотя и не слишком радикально). Вторая же часть, мечтающая смести ельцинский режим и поквитаться с ним за все, достаточно зверообразна. Она ностальгирует по Сталину, и у нее есть мечты, хотя и нет сил, поквитаться не только с режимом, но и с большинством населения России, которое по-прежнему не любит коммунистов и не хочет их возвращения к власти, - поквитаться именно за эту нелюбовь. Вместе же коммунисты действительно есть часть ельцинского режима, без которой он не смог бы так долго существовать, так как у него не было бы достаточно противного для большинства населения врага, по сравнению с которым режим и мог так долго выглядеть как меньшее зло.

А основными конкурентами блока являются «Отечество» и «Яблоко», а также все центристские и псевдоцентристские партии и блоки типа блоков Болдырева и Сулакшина.

Лужкова следует трактовать как «Ельцина сегодня», то есть очевидного активного функционера ельцинского режима, в подходящий момент срочно перекрасившегося в центриста. Избирателю надо будет сказать: ну что? прокололись как дети на Ельцине, хотите теперь съесть такой же обман от Лужкова? Но учтите, что и последствия будут ничуть не лучше.

На Явлинского же вполне ложится образ «Гайдара сегодня». Избирателя можно будет спросить: вам нравится Гайдар при Ельцине? Нет? А Гайдар без Ельцина вам нравится? Так вот, Явлинский при Лужкове – это будет как в первом случае, а Явлинский без Лужкова – как во втором. У Явлинского помимо завиральных экономических идей тот же самый антигосударственный комплекс, что и у Гайдара. Он так напуган советской властью, что бессознательно будет вредить даже такому русскому государству, которое возглавит сам.

Необходимое позитивное отличение от конкурентов достигается радикальной последовательностью популистской позиции и резкостью ее выражения.

 Необходимо также добиться четкой сбалансированности лозунгов: сторонники «крутых» мер должны увидеть в нас долгожданную силу, которая осуществит, наконец, то, чего они так долго и страстно ждут, а свободолюбивые люди должны нам доверять и не подозревать нас в диктаторских наклонностях по отношению к основной массе населения, то есть в своей системе лозунгов мы должны им «доказать» (то есть быть достаточно убедительными), что репрессии (и притом совсем не кровавые) будут направлены только против преступников и больше ни против кого. То есть мы должны стать как бы «генералом Лебедем с человеческим лицом и человеческим голосом».

 

 

 

Молодежная политика избирательного блока

 

Особым разделом в избирательной кампании блока может стать его молодежная политика. Не потому, что она будет самой перспективной – это-то как раз совсем не гарантировано, но потому, что в этой области имеется ряд интересных идей, до сих по настоящему не раскрученных в избирательных кампаниях.

 

Первая, самая спорная и нуждающаяся в дальнейшем обсуждении идея относится к структуре армии и армейской службы.

Предлагается сделать костяк армии, состоящий из таких войск, как десантники, ракетчики, спецвойска и другие, профессиональным. Но ограничивать армию только им не следует, так как тогда в связи с вынужденной по нынешнему финансовому положению России малочисленностью такая армия, во-первых, не могла бы справиться с задачей обеспечения безопасности страны, и, во-вторых, у нее легко мог бы возникнуть соблазн превратиться в «преторианскую гвардию» режима.

Остальную часть армии следует по-прежнему формировать посредством призыва, но с тем важным отличием, что следует предоставлять человеку право выбора: служить ли обычным порядком, как в настоящее время, или начинать службу во время учебы в школе, начиная с полутора лет до ее окончания, то есть совмещать службу с обычной учебой. А после окончания школы такой солдат должен будет прослужить оставшиеся полгода во внутренних войсках в своем городе или населенном пункте - с домашними ночевками, если не производится выезд на полевые учения. Право такой службы по формуле 1,5+0,5 надо будет предоставить и девушкам. Так как теперь школу заканчивают на год позже, чем прежде, то такие солдаты не будут слишком молодыми.

Выгода первого, то есть старого, способа службы будет состоять в том, что окончившие школу могут сразу поступать в ВУЗ и получать отсрочку от службы (с сответствующими известными вариантами), а служащие по второму способу смогут поступать в ВУЗ только через год после окончания школы.

Для общества выгода будет состоять в том, что более робкие люди будут в основном служить по «школьному варианту», а более смелые – по традиционному. Это повысит боеспособность частей с традиционным набором и уменьшит в них проявления дедовщины. При службе же по школьному варианту для дедовщины места почти не останется.

Таким способом можно будет также помочь в решении проблемы трудоустройства увольняемых в запас офицеров: они смогут работать учителями, причем не только по военной подготовке, но и по основам программирования, по электронике, физике и математике – если то позволит их прежняя военная специальность и их личная подготовка.

 

Вторая идея состоит в принятии закона о государственном распределении выпускников ВУЗов, которое будет производиться по желанию выпускника, а для «принимающей стороны» будет обязательным, причем квоты будут в обязательном порядке налагаться не только на государственные, муниципальные и т.п. предприятия, но и на частные, коммерческие структуры.

 

Третья идея заключается в принятии специального закона о молодой семье, в котором наряду с прочими льготами будет прописано право на получение ипотечного кредита на жилье.

 

Четвертая идея – проект «молодежной экономики», который подразумевает создание посредством льгот и преференций как бы некоего заповедника высоких технологий, в котором будут трудиться молодые люди. Здесь возможны такие проекты, как народный костюм, народная мода, народный автомобиль – все это со специальным упором на дешевые и экологически чистые материалы. Возможен также проект переработки сырой нефти в более дорогие, высокотехнологичные материалы.

 

Пятая идея касается возможности проведения спецмероприятий, обращенных на такие группы молодежи, как любители рок-музыки, фантастики, возни с компьютерами, в особенности, хождения по Интернету.

 

 

Rambler's Top100