Rambler's Top100

Оборотная сторона сотрудничества в космосе

29/07 | 10:15
Егор Холмогоров (обозреватель)


Специалисты НАСА не исключают, что может быть принято решение о посадке шаттла "Дискавери" даже в случае, если проблема не будет полностью устранена. Через две минуты после старта от корпуса шаттла отвалился кусок теплозащитной плитки. Россия готова в случае необходимости эвакуировать астронавтов с Международной космической станции. Но в любом случае НАСА сообщило, что отказывается от полётов шаттлов на неопределённый срок. Комментарии нашего обозревателя Егора Холмогорова.

ХОЛМОГОРОВ: Шаттл "Дискавери" может зависнуть на орбите навечно. А если его все-таки решатся вернуть на Землю, операция будет сопряжена с огромным риском. К такому печальному итогу привела попытка НАСА сыграть ва-банк: отправить корабль в космос, несмотря на поломки. В космос челнок вырвался, и за ним с замиранием сердца следили телезрители всего мира. Летит, летит, совсем взлетел, отвалилась мелочь какая-то, но все-таки взлетел! Но вот только из-за этой "мелочи" назад может и не вернуться.

Вместе с шаттлом может зависнуть и вся пилотируемая космическая программа американцев, которой и так уже был нанесен удар взрывом два года назад челнока "Колумбия". А вслед за американцами, у которых только и есть возможность финансировать масштабные космические полеты, могут застрять и остальные, в частности Россия. Хотя у нас подобных проблем с пилотируемыми полетами нет. Но утопив свой "Мир" и создав вместе с США Международную космическую станцию, мы волей-неволей стали зависимы от воли партнеров. А иногда и от их ревности и капризов, как это получилось в случае с визитами на МКС космических туристов.

Но хуже того, американскую программу "Шаттл" многие эксперты считают нанесшей большой вред развитию пилотируемой космонавтики в целом. Американцы когда-то придумали ее как прекрасный экономичный ход. Вместо того чтобы каждый запуск строить новый корабль, можно один и тот же запускать много раз. Тем самым сокращаются затраты, все сильно упрощается. И Советский Союз обречен на вечное отставание или на дополнительные расходы в космической гонке.

Но вскоре обнаружилась и обратная сторона. В отличие от очень надежных советских кораблей, шаттлы постоянно давали сбои. В 1986-м взорвался "Челленджер", а в начале XXI века они попросту физически устарели. И это было неизбежно, поскольку ставка на многоразовое использование предполагала снижение надежности. Однако к этому моменту основному конкуренту - нашей космонавтике, нанесен был серьезный удар. И мы стали зависимы от успехов и неудач американцев. И теперь, когда программа "Шаттл" фактически зашла в тупик, нашей космонавтике предстоит непростая борьба за организационную и технологическую независимость.

Rambler's Top100