Rambler's Top100

После некоторого перерыва клуб «Товарищ» собрался на семинарское заседание в четверг 17 марта. На нем свою книгу толкования Псалмов представил Авигдор Эскин.

Он сказал, что постарался представить иудаизм как он есть, при этом максимально резко выделив те его стороны, о которых, обращаясь  к внешней, то есть неиудейской аудитории, обычно стараются говорить поменьше.

Отвечая на вопросы участников семинара, Эскин, в частности, сказал, что иудаизм в отличие от других самых распространенных религий более определенно и положительно относится к иноверцам, признавая, что среди них бывают праведники, которые, если говорить христианским языком, спасутся.

Избранничество евреев, по его толкованию, означает, что им больше дано и они способны максимально для человека приблизиться к Творцу. Но другие тоже могут восходить по ступеням бытия, даже не становясь иудеями.

У идеи избранничества есть и прагматический аспект: оно мобилизует и даёт духовную опору во враждебном окружении.

Если говорить о практическом отношении религиозных евреев к иноверцам, то Эскин приводит такой пример. В Израиле имеются больницы, в которых работают только религиозные евреи, соблюдающие субботу. Не было случая, чтобы они отказали в помощи больному в субботу, будь он иудей или нет.

Иудаизм, по словам Эскина, определяет пять уровней человеческой души. На обычном языке их можно описать примерно так:

На первом уровне человек живет как бы по течению, заботясь об удовлетворении потребностей, избегая опасностей и болезней и не слишком задумываясь о самооценке. На втором уровне человек стремится к богатству, на третьем – к власти. На четвертом уровне развития души человек понимает, что есть нечто более важное, чем деньги и власть, и стремится к осмыслению себя, мира и своего места в мире. На пятом уровне он «разжигает» свою «божью искру», развивает глубину своего оценивания и стремится приблизить своё поведение к открывшемуся ему идеалу, приближаясь к Творцу насколько способен.

Духу избранничества противостоит дух Амалика. Не следует думать, что это этническое понятие. Напротив, по словам Эскина, иудейские святые тысячи лет назад предсказали, что в своем худшем виде  дух Амалика проявится у людей, вышедших из среды евреев и отказавшихся от богоизбранности. И должно это было произойти в эпоху, включающую в себя приход антимессии (на христианском языке, антихриста), которую Эскин называет эпохой смешения, глобализма, либерализма, мондиализма и отождествляет с современной эпохой. В качестве примеров современных амаликитян он приводит еврейских комиссаров большевистского периода и идеологов ельцинских реформ.

Эскин намеренно написал свою книгу по-русски. Он считает, что в современную эпоху иудеи особенно нуждаются в политических союзниках, и надеется, что они смогут найти их в русских, особенно среди православных. Он полагает, что его книга поможет этому.

В связи с этим он обращает внимание на сильнейшее противоречие, имеющееся, по его мнению, в известном антииудаистском обращении в прокуратуру. Авторы этого обращения, имея перед собой непосредственных врагов в лице олигархов и либеральных идеологов, предлагают запретить иудаизм, считая его идейной основой этих олигархов и идеологов, среди которых немало евреев. Эскин же указывает, что никто из этих евреев не является иудеем, не соблюдает субботу, и даже наоборот, все они, по его мнению, являются сейчас врагами иудаизма, наиболее концентрированно выражая дух Амалика. Конечно, путь исправления и обращения ни для кого из них не закрыт.

 

 

 

Rambler's Top100