ТОВАРИЩ
ТЕМЫ ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА "ТОВАРИЩ"
НОВОСТИ
| КЛУБ
| ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
| ОБЗОР ПРЕССЫ
| АНАЛИТИКА
| КРИТИКА
| ФОРУМ

Клуб работает с 7 августа 2003 года



АНАЛИТИКА

Сергей Гостев: Чеченский кризис

Так называемый "чеченский кризис" уже более десятка лет являет собой одну из наиболее серьезных проблем для российской власти и государственности. Любая многонациональная страна в той или иной степени сталкивается с проблемой сепаратизма и конфликтными взаимоотношениями между центром и национальными республиками.

Из истории взаимоотношений России и Чечни как одной из ее территорий хорошо заметны периоды войн и "усмирений", заканчивавшихся долгими десятилетиями мира и относительного спокойствия. Существует совершенно четкая закономерность: когда власть Кремля ослабевает, чеченский сепаратизм моментально поднимает голову. Особенно это было заметно на протяжении всего последнего десятилетия прошлого века. События развивались по аналогии с качелями – сначала война, огромные жертвы с той и другой стороны, а потом внезапно резкий откат назад – Хасавюртовский мир и фактически признание поражения от чеченских полевых командиров. Затем, после терактов в Москве и вторжения боевиков в Дагестан, снова потребовалось в срочном порядке возобновлять войсковую операцию и силой оружия водворять порядок в мятежной республике. По сути дела, так может продолжаться до бесконечности: "шаг вперед, два шага назад", но проблему Чечни российским властям все равно необходимо решать. В этом вопросе присутствуют крайне серьезные факторы как внутренней, так и внешней политики. Наконец, отсутствие внятных перспектив замирения Чечни на фоне продолжающихся крупных и мелких терактов способно серьезно повлиять на предвыборную ситуацию, причем очередной пик напряженности может совпасть именно с президентской кампанией в начале будущего года.

Российская властная элита давно ищет пути выхода из чеченского кризиса. Курс на постепенное сворачивание войсковой операции, сокращения контингента и вывода войск с параллельным началом мирного строительства был взят не вчера. Однако продолжающиеся вылазки террористов заставляют серьезно задуматься над конечным успехом данного процесса.

Тем не менее, чисто внешний прогресс в деле замирения Чечни все же наблюдается. Крупных банд больше нет, поэтому масштабных военных действий вести более не приходится. Кроме того, быстрыми темпами выстраивается и укрепляет свои позиции новая чеченская вертикаль власти. Все мирные инициативы Кремля по легитимизации деятельности временной республиканской администрации, как, например, январский референдум по проекту Конституции Чечни, встречают активную поддержку чеченских чиновников и силовых структур. При каждом удобном случае демонстрируется полная лояльность федеральному центру.

Однако и своих интересов новая чеченская власть во главе с муфтием Ахмадом Кадыровым отнюдь не забывает. Осторожные разговоры о том, что Москва гипотетически может предоставить Чечне некий особый статус, начались еще весной. Однако в проекте республиканской Конституции, который был вынесен на состоявшийся референдум, об этом ничего не говорилось. Теперь становится очевидным, что Ахмад Кадыров путем длительных и настойчивых согласований де-факто добился от Кремля возможности создать и обнародовать в республиканской прессе проект договора о разграничении полномочий между республикой Чечня и федеральным центром.

В случае, если этот документ будет принят и подписан в том виде, в котором его подготовил муфтий и бывший боевик Кадыров, то по самым скромным предположениям, последствия для России и ее государственности могут быть гораздо более негативными, чем Хасавюртовский мир. Фактически нынешний глава временной республиканской администрации, верно следуя заветам покойного ичкерийского президента Джохара Дудаева, предлагает предоставить чеченцам такие преференции, которых нет ни у одной из республик, входящих в состав России. Если вспомнить историю 90-х годов с печально известным "парадом суверенитетов", грозивших распадом страны, то и тогда региональные элиты не претендовали на столь широкие свободы и полномочия. Однако, Кадырова и его окружение это нисколько не смущает, напротив, они искренне убеждены, что у Чечни особая судьба и особый путь, а посему имеются все основания создать некое подобие государства в государстве с правом эмиссии денег собственным Национальным банком, полным владением всеми недрами и природными ресурсами на территории республики, наконец, приоритетом положений договора и республиканского законодательства над федеральным. "Венцом" этого проекта можно считать предоставление Чечне права налаживать прямые дипломатические отношения с зарубежными странами, открывать там собственные представительства и организовывать поставку своей продукции, а также создавать в республике свободные экономические зоны.

По идее, нынешняя чеченская власть в перспективе может поставить вопрос и о полном отделении и суверенизации республики, но сейчас это не выгодно. Россия была и остается главным источником финансирования чеченской экономики, которую еще предстоит долго восстанавливать. Поэтому тем жителям республики, которые устали от войны и зачисток и стремятся наладить мирную жизнь, крайне необходимы рабочие места, федеральные зарплаты пенсии и пособия.

"Непримиримым", по крайней мере, их наименее радикальной части этот договор также может показаться заманчивой перспективой получить передышку, как это уже неоднократно случалось за современную историю чеченского конфликта.

Возникает вопрос, а чем все основные положения кадыровского договора так уж отличаются от того, за что сражался Джохар Дудаев? Может, он был просто не столь дипломатичен, как Ахмад Кадыров или не угадал нужный момент для реализации своих честолюбивых планов?

Есть и другой не менее интересный вопрос - а за что проливали кровь тысячи российских солдат, во имя чего пострадало русскоязычное население Чечни, наконец, сами чеченцы? Теперь боевики и террористы могут в скором времени спокойно спуститься с гор и поступить на службу в кадыровскую милицию или административные структуры. Ведь фактическое отделение от России заложено в основу договора, а значит, главные цели сепаратистов могут быть достигнуты вполне мирным путем в тиши высоких кабинетов.


ЧИТАЙТЕ
"Товарищ" рекомендует: приступаем к созданию рейтинга литературных произведений

ЭКСПЕРТНАЯ ЛЕНТА
  • Павел Святенков: Еврейский вопрос в России
  • Леонтий Бызов: Еврейский вопрос в России
  • Армен Асриян: Еврейский вопрос в России
  • Виктор Милитарев: Еврейский вопрос в России


  • ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
  • Тимур Шаов: Товарищи ученые
  • Анатолий Беляев: Мы не вышли с тобой
  • Александр Харчиков: Белый дом
  • Александр Харчиков: Реквием-93
  • Майя Алексеева: Когда придут наши
  • Николай Прилепский: Полугодовая панихида
  • Александр Крылов: Я не погиб...
  • Страна, которая где-то есть

  • ОБЗОР ПРЕССЫ
  • Интервью Владислава Суркова "Комсомольской правде"
  • Михаил Ходорковский: Кризис либерализма в России


  • АНАЛИТИКА
  • Сергей Черняховский: Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)
  • Армен Асриян: Стерегущие дом
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Безвременные грезы российских либералов
  • Виктор Милитарев: Консерватизм и социал-демократия: параметры альянса

  • КРИТИКА
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Феноменология повседневной черной магии
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Русскоязычная фантастика как теневой духовный лидер

  • ССЫЛКИ
  • АПН
  • ФОРУМ - открытая электронная газета
  • Газета "Спецназ России"
  • ТРАДИЦИЯ
  • STOPPER
  • Михаил Харитонов. Ненаучная фантастика
  • КРЕМЛЬ.ORG
  • Полярная звезда
  • Журнал Виктора Милитарева
  • Информационное агентство РОСБАЛТ









  • поиск информации



    НОВОСТИ
    | КЛУБ
    | ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
    | ОБЗОР ПРЕССЫ
    | АНАЛИТИКА
    | КРИТИКА
    | ФОРУМ

    Полное или частичное копирование материалов
    приветствуется со ссылкой на клуб "Товарищ".
    Rambler's Top100


    По вопросам сотрудничества пишите info@ctvr.ru