ТОВАРИЩ
ТЕМЫ ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА "ТОВАРИЩ"
НОВОСТИ
| КЛУБ
| ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
| ОБЗОР ПРЕССЫ
| АНАЛИТИКА
| КРИТИКА
| ФОРУМ

Клуб работает с 7 августа 2003 года



АНАЛИТИКА

Олег Кальмуцкий: Политическая геометрия

"Политика есть искусство объединять людей - приводить к одному знаменателю много-головые и разнообразные желания людей", - такое определение политике дал русский фи-лософ И. Ильин.

"Геометрия - раздел математики, в котором изучаются пространственные отношения и формы… Обобщение основного предмета геометрии - пространства - привело к плодо-творному применению геометрии в самых различных областях" (СЭС, 1989 г.).

В головах у людей сегодня много путаницы и хаотичных нагромождений, которые требуют классификации и систематизации. Политическая геометрия поможет увидеть взаимное расположение основных общественных и политических сил, увидеть то общее, и то различное, что между ними имеется, позволит определить под каким углом происходит взаимодействие этих сил и куда бывает направлен результирующий вектор столкно-вений между ними, определить, что с чем соединяться, а что с чем невозможно объединить в принципе.

Система координат

Существуют четыре основных типа мировоззрения: православное (патриотическое), ли-беральное (западно-буржуазное демократическое), коммунистическое и националистическое. И все многоголовые и разнообразные желания людей, так или иначе, определяются их принадлежностью к одному из этих четырех типов или определенным их сочетанием.

Каждая из этих систем обладает набором качеств, присущих либо одной из соседствую-щих систем, либо другой. Поэтому по набору одних качеств эти системы являются родственными, а по набору других - противоположными друг другу. И эти качества нужно четко дифференцировать, а то на этой почве часто происходят бесплодные споры и дискуссии в стиле "Я ему про Ерему, а он мне - про Фому".

Ограничимся двухмерным пространством и проведем две оси координат, подобных осям "Х" и "У" в геометрии (см. схему ниже). Одна ось будет определять к какой системе общественных ценностей склоняется человек: к традиционным народным, основанным на Вере и многовековом опыте и традициях предков или к современным, признающим моду, прогресс, прагматизм и общечеловечность. Другая ось отражает то, как человек видит свое место в обществе. Либо он считает, что земля вращается вокруг солнца, либо, что солнце вращается вокруг земли (т.е. общество вокруг него), и себя ощущает центром вселенной, пусть и совсем даже маленькой.

Разницу между мировоззрениями, лежащими вдоль этой оси координат можно проиллюстрировать словами Н. Бердяева: "В отношении к хозяйственной жизни можно устано-вить два противоположенных принципа. Один принцип гласит: в хозяйственной жизни преследуй свой личный интерес, и это будет способствовать хозяйственному развитию целого, это будет выгодно для общества, нации, государства. Такова буржуазная идеология хозяйства. Другой принцип гласит: в хозяйственной жизни служи другим, обществу, целому и тогда получишь все, что тебе нужно для жизни. Второй принцип утверждает коммунизм, и в этом его правота. Совершенно ясно, что второй принцип отношения к хозяйственной жизни более соответствует христианству, чем первый. Первый принцип столь же антихристианский, как антихристианским является римское понятие о собственности".

Добавим от себя, что принципы эти распространяются не только на хозяйственную составляющую жизни человека, но и на многие другие ее стороны, например, на семейную. В этом случае первый принцип будет звучать примерно так: "Преследуй свой личный интерес, и семье - жене, теще и детям - от этого будет хорошо". Статистика рождаемости и разводов в христианском, советском и западном обществе ясно свидетельствует о том, в каком случае семье действительно хорошо, а в каком совсем даже не очень…

Политиков принято делить на "левых" и "правых", но для полноты классификации их следовало бы еще подразделять на "государственников" и "эгоцентристов", в зависимости от того, какого из двух вышеназванных принципов они придерживаются.

В современном мире, утратившем свою внутреннюю двуполярность, ведущие общественно-политические силы обычно возникают на стыке соседних мировоззрений.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ - на стыке коммунистического и западно-буржуазного мировоззрения.

ФАШИЗМ - на стыке западно-буржуазного и националистического.

РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ вбирает в себя коммунистическое и православное мировоззрение.

В таком объединении заключается сила и массовость этих систем, но в нем же заключаются и внутренняя их противоречивость и неустойчивость.

Заметим, что противолежащие системы действительно находятся по отношению друг к другу в непримиримом противоречии и практически несовместимы. Либерализм разрушает христианское общество и превращает его в полную противоположность - в царство антихриста. И если страны западной демократии, относясь враждебно и к фашизму, и к коммунизму, могли все-таки как-то лавировать между ними, идя на компромиссы то с одними, то с другими, то сами фашизм и коммунизм вступили в смертельную и беском-промиссную схватку друг с другом (и это при том, что Германия традиционно была союзницей России!).

И поэтому же, к примеру, понятие "красно-коричневые" по своему определению является полной глупостью. "Красные" и "коричневые" могут объединиться только в воспаленном воображении демократов, это нечто из серии ночных кошмаров. Коммунизм и национализм являются полной противоположностью друг другу, и также несовместимы между собой, как православное и либеральное мировоззрения. Национал - большевики Лимонова столь же противоестественны, как завтрак из свежих огурцов с молоком.

Политическая конфигурация

Попробуем определить современную конфигурацию общественно-политических сил в нашей стране на момент прошлых думских выборов. Отметим на координатной сетке области мировоззрения избирателей, которые голосуют за депутатов, вошедших в состав тех или иных фракций Госдумы.

КПРФ и АГРАРИИ находятся на стыке коммунистического и православного мировоззрения, с некоторым креном в сторону первого.

ОВР - на стыке коммунистического и либерального.

ЕДИНСТВО и НАРДЕП - родные сестры, одна старшая и серая, другая - младшая и обесцвеченная. Их база лежит на стыке либерального и националистического мировоззрения, в силу своей теплохладности проходит через нулевую точку координат и захватывает часть людей с очень слабой коммунистической и патриотической ориентацией.

ЯБЛОКО и СПС - базируются на либеральном мировоззрении. И пусть никого не смущает наличие слова "правые" в названии последней. Из правых ценностей там чтят только принцип неприкосновенности своей частной собственности. Но по тому отношению, которая эта партия демонстрирует к чужой (в т.ч. к общенародной) собственности, безошибочно можно определить левый и антигосударственный характер этого "правого" союза.

ЛДПР - буржуазно - националистическая.

РР - фракция имеет в своем составе депутатов с очень разной политической ориентацией, поэтому не имеет четкой конфигурации и не может рассматриваться в качестве опреде-ленной политической силы. "Российские регионы" является неустойчивым политическим образованием с преобладающей "нижней" направленностью.

Православное мировоззрение в чистом виде политически вообще не было представлено, и его носители все никак не могут определиться, с кем же им в таком случае вступать в со-юз. То ли с советскими патриотами, как к тому призывал Иоанн Ладожский, то ли с националистами и теплохладными псевдопатриотами, которые дают деньги, полученные от использования и распродажи общенародной собственности, на строительство храмов. До последнего времени большинство верующих больше склонялось в сторону последних.

Мировоззренческий раскол

В годы перестройки наше общество раскололось весьма несимметричным образом. Одна его часть осталась практически на месте, сохранив приверженность христианским и коммунистическим идеалам, а другая отправилась в "кругосветное"путешествие.

Сначала часть советских граждан захотела еще "больше социализма". Затем эти люди быстро подались к либералам в лице прозападно настроенных демократов, захотев уже "больше денег". А теперь оказались в числе псевдопатриотов от "Единства", на этот раз, захотев уже "больше власти". Часть из них, правда, надолго осела в "Яблоке", а самые ультра скучковались в СПС .

Другая группа из этой же подвижной части общества пошла в обратную сторону. Сначала из чувства протеста подалась к "националисту" Жириновскому в ЛДПР, но потом пришла туда же, куда и встречная колонна - в "Единство".

Стоит особо обратить внимание на ЛДПР, "Нардеп" и "Единство". Эти политические движения и стоящие за ними избиратели находятся на стыках соседствующих мировоззрений, но в их конфигурации наблюдается явная перекошенность. Если руководство и тех, и других определенно находится на либеральных прозападных позициях, то рядовые и избиратели вербуются вчера ЛДПР, а сегодня "Единством" из среды националистически и даже христиански настроенных людей.

Таким образом, наше общество разделилось и выстроилось преимущественно на левой половине поля вдоль оси, которая одной стороной уходит в направлении государственного централизма, по левую сторону от нее находятся коммунисты, а по правую - православные. А другим концом эта ось уходит в сторону индивидуального эгоизма, характерного для космополитического Запада, и группового эгоизма, присущего национализму.

Заметим, что либеральное направление сегодня политически представлено непропорционально своему реальному влиянию в обществе. Кроме притягивания к себе людей с неустойчивым мировоззрением из соседних областей, им еще удается, благодаря большим финансовым ресурсам и практически монопольному владению СМИ, склонять на свою сторону людей с разрушенным мозаичным мышлением. Людей, которые не имеют в го-лове определенной мировоззренческой системы, а помаленьку (когда им это удобно и выгодно) признают и христианские ценности, и социалистические, и националистические, и западные, и идеалом которых является откровенный, в том числе и мировоззренческий, конформизм. Впрочем, именно в этом и заключается существо либерализма как такового…

Накануне выборов

Нарисованная нами картина расположения политических партий не является статичной. Партии подобно живым организмам подвержены изменениям, как следствие этого происходит изменение и общей политической конфигурации. Рассмотрим, как сами эти изменения, так и неудавшиеся попытки ее изменения предпринимаемые накануне новых выборов.

Вообще, для нынешней избирательной компании характерно объединение, в этом ее принципиальное отличие от предыдущих компаний.

В "Единую Россию" объединились "Единство" и ОВР. Цель достаточно очевидна - расширить или хотя бы удержать на достигнутом уровне ослабевающее влияние "Единства" на общество, и не дать бесследно умереть ОВР.

Предпринимались попытки объединить "Яблоко" и СПС. Однако, сторонники Г.Явлинского стали двигаться в сторону коммунистов, что выводит их в область социал-демократии, а СПС остались на заведомо либерально-буржуазных позициях. Объединение не состоялось, но все же оно вполне еще возможно, серьезных идеологических препятствий для этого нет. Вполне вероятно объединение этих партий не только между собой, но и с какими-нибудь другими.

"Народная партия" Г.Райкова пока находится в подвешенном и неопределенном состоянии, идеология партии близка к нулевой, но позиция партийцев в Думе близка к позиции СПС и "Единства". Тем не менее партия нардеповцев тоже ищет с кем бы вступить в союз, то ли с кем из верхней части политического спектра, чтобы затем утянуть союзников за собой на дно, то ли с теми, кто и так уже находится на этом дне.

Предпринимаются попытки объединиться на правом фланге, но они пока ни к чему не приводят. НДПР (национально-державная партия - А.Севостьянов, Б.Миронов, С.Терехов) взялась за невозможное, пытаясь распространить свое влияние на атеистов, националистов, язычников и православных. Результат, естественно, близок к нулю.

Сливки с националистических настроений традиционно снимает ЛДПР В.Жириновского, отравляя и без того не вполне здоровую идеологию еще и ядом либерализма.

Более реалистичные планы у Державного Союза Л.Ивашова, предпринимающего попытки объединить военных, казаков, и небольшие партии православных патриотов, в т.ч. национальной ориентации. Однако, отсутствие должного политического опыта и внеполитичность значительной части православных оставляют шансы этого союза весьма невысокими.

Еще более безуспешными являются попытки на противоположенном левом фланге создать партии социал-демократического толка. Попытки синтеза демократии и социализма по западному образцу в России не проходят, тем более, что в этом проекте принимает участие небезызвестный гражданам нашей страны своей "созидательной" деятельностью М. Горбачев.

Прежде же, чем говорить о коммунистах, бросим беглый диалектический взгляд на историю коммунизма в России. Марксизм возник как производная от западного капиталистического общества и по своему характеру являлся антигосударственным, интернациональным и прогрессивным (согласно западно-буржуазной и созвучной с ней в этом коммунистической терминологии). В России марксизм начал реализовываться в виде социал-демократии (на нашей схеме - это середина левой стороны). Вся дальнейшая история за исключением хрущевского периода - это движение коммунистической системы вверх, в сторону укрепления государственности и вправо - в сторону возрождения патриотизма и народных традиций. И именно как синтез коммунистического и патриотического до настоящего времени воспринимается КПРФ в глазах избирателей.

Однако, за практическим единением коммунистов и патриотов, которое многие годы шло снизу, не последовала выработка соответствующей идеологии наверху. Идеологически КПРФ осталась на марксистских позициях. Это противоречие достаточно точно сформулировал председатель Совета партии "За Русь Святую" Алексей Куимов: "Весьма характерно, что мы можем найти много точек соприкосновения с коммунистами по современным проблемам, но резко расходимся с ними как в оценке прошлого, так и в определении перспектив и путей развития будущей России. И эти противоречия нельзя обойти или затушевать, да и не нужно их затушевывать".

Поддержка КПРФ на прошлых выборах достигла своего максимума, при этом оставив в меньшинстве представителей народно-патриотических сил в Думе. КПРФ могла увеличивать свое влияние в обществе расширяясь вправо и постепенно трансформируясь в НПСР. Ведь слева от КПРФ находятся крайне незначительные силы, от которых, правда, много шума и имитации политической деятельности. Основные же резервы находятся справа, до сих пор избиратели из этого резерва либо голосовали за "Единство", либо вообще не голосовали. Однако, ожидаемого расширения вправо не произошло, и более того, началось попятное движение влево, которое в последнее время еще более усилилось, что хорошо видно, например, по материалам, публикуемым в "Советской России". Такое движение влево оборачивается значительными потерями справа. От партии отходят практики, а остаются сплошь идеологи, теоретики и пропагандисты.

Руководство компартии хочет невозможного - возврата к истокам своей левой идеологии, в т.ч. и в сфере практической деятельности, и в то же время сохранения своего влияния на правом патриотическом фланге. Расширить влияние вправо было возможно, формула была предложена: "коммунисты - аграрии - патриоты", но не была принята. КПРФ решила идти наперекор общей тенденции к объединению в союзы. Союз внутри КПРФ - это не союз, а всего лишь способ привлечения в партию беспартийных. Конечно, выбор стратегии дело самих коммунистов, но едва ли в этом случае стоит требовать от других патриотов пассивно взирать на такую стратегию, напрямую ведущую к очередному поражению патриотических сил в целом.

Необходимость широкого союза левых и правых патриотов России объективно давно уже назрела, вопрос только в том, будет ли этот процесс идти с участием компартии или без нее, и, как следствие этого, в том, с какими издержками он будет протекать.

Было бы большой ошибкой рассматривать нынешний раскол в обществе по линейной логике, как противостояние между левыми и правыми. Реальный раскол проходит совсем по другой оси политических координат.

Сегодня перед нами стоит как никогда совершенно конкретный вопрос: либо в обществе преобладают государственные устремления советских и православных патриотов, и проявятся политики, которые приведут их к общему мировоззренческому знаменателю, притянув к себе теплохладных, заблудших и обманутых, либо государство будет окончательно разрушено под воздействием эгоистических устремлений западников, националистов и разного рода нигилистов.


ЧИТАЙТЕ
"Товарищ" рекомендует: приступаем к созданию рейтинга литературных произведений

ЭКСПЕРТНАЯ ЛЕНТА
  • Павел Святенков: Еврейский вопрос в России
  • Леонтий Бызов: Еврейский вопрос в России
  • Армен Асриян: Еврейский вопрос в России
  • Виктор Милитарев: Еврейский вопрос в России


  • ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
  • Тимур Шаов: Товарищи ученые
  • Анатолий Беляев: Мы не вышли с тобой
  • Александр Харчиков: Белый дом
  • Александр Харчиков: Реквием-93
  • Майя Алексеева: Когда придут наши
  • Николай Прилепский: Полугодовая панихида
  • Александр Крылов: Я не погиб...
  • Страна, которая где-то есть

  • ОБЗОР ПРЕССЫ
  • Интервью Владислава Суркова "Комсомольской правде"
  • Михаил Ходорковский: Кризис либерализма в России


  • АНАЛИТИКА
  • Сергей Черняховский: Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)
  • Армен Асриян: Стерегущие дом
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Безвременные грезы российских либералов
  • Виктор Милитарев: Консерватизм и социал-демократия: параметры альянса

  • КРИТИКА
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Феноменология повседневной черной магии
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Русскоязычная фантастика как теневой духовный лидер

  • ССЫЛКИ
  • АПН
  • ФОРУМ - открытая электронная газета
  • Газета "Спецназ России"
  • ТРАДИЦИЯ
  • STOPPER
  • Михаил Харитонов. Ненаучная фантастика
  • КРЕМЛЬ.ORG
  • Полярная звезда
  • Журнал Виктора Милитарева
  • Информационное агентство РОСБАЛТ









  • поиск информации



    НОВОСТИ
    | КЛУБ
    | ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
    | ОБЗОР ПРЕССЫ
    | АНАЛИТИКА
    | КРИТИКА
    | ФОРУМ

    Полное или частичное копирование материалов
    приветствуется со ссылкой на клуб "Товарищ".
    Rambler's Top100


    По вопросам сотрудничества пишите info@ctvr.ru