ТОВАРИЩ
ТЕМЫ ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА "ТОВАРИЩ"
НОВОСТИ
| КЛУБ
| ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
| ОБЗОР ПРЕССЫ
| АНАЛИТИКА
| КРИТИКА
| ФОРУМ

Клуб работает с 7 августа 2003 года



АНАЛИТИКА

Антиглобализм – это …

Алексей Цветков, КПРФ.РУ

Намедни

Мне позвонил знакомый журналист из "Намедни" и попросил назвать главный символ антиглобалистов. Как и положено в отношениях с ТV, я ответил первое, что пришло в голову: "Возьмите глобус, оденьте на него черную маску уличного бойца, пусть в прорези будет видна страна, про которую ваш сюжет". На следующий день Парфенов с видом знатока демонстрировал зрителям глобус и пересказывал этот бред. Так родился новый "символ антиглобализма". Примерно так же, как удачная провокация для прессы во время большого хелтера-скелтера в Лондоне и Сиэтле, родился и сам "антиглобализм". В смысле, родилось имя, а не явление. Внутренний консенсус множества групп исчерпывался лозунгами: "Ешь Богатых!", "Мир не товар!", "Капитализм – дерьмо!". Но разобщенность (молекулярность) эта, осознается и используется новым поколением недовольных как самая сильная сторона нового сопротивления корпоративному контролю над миром. Посткапитализм должен возникать одновременно и везде, а не транслироваться из активного центра на пассивную периферию, как это понималось классическими левыми.

Утро Вульфенсона

Этот случай уже стал антиглобалистской легендой. На рассвете в воскресенье 16-ого апреля нулевого года, директор Всемирного Банка Джеймс Вульфенсон проснулся от громких криков, вроде "выходи подлый трус" или "просыпайся и разбуди своих коллег, дядя!". Из окна он увидел, что его дом окружен протестующими, многие из которых выражали свою позицию, снимая штаны и демонстрируя банкиру задницы. "Если бы дерьмо чего-то стило, то бедняки рождались бы без задниц" – мог вспомнить киноцитату, глядя на них, господин директор, но в молодости он не увлекался Годаром.

Господин директор позвонил куда следует, и ему предложили прислать вертолет и "хороших ребят" с запасом слезоточтивого газа. Дымовухи, впрочем, уже хватало: собравшиеся забрасывали газон чадящими шашками. В последний момент Вульфенсон отказался от "ребят" и решил выйти к крикунам побеседовать.

"Наверное вы думали, что мы вас будем обижать физически? – начали разговор протестующие, – Не дождетесь! Мы будем блокировать вашу деятельность, громить ваши офисы, распространять правду о разрушительной деятельности корпораций, которым вы заложили ладно бы свою, но и чужие души и жизни. Провоцировать забастовки на приносящих вам прибыль заводах, перегораживать трассы, по которым вы ездите. И нас будет все больше месяц от месяца, мы будем считать себя победившими, когда даже вы поймете, что капитализм это каннибализм, ваша деятельность – грех перед природой и историей, и сердце даже у банкиров бьется слева".

Вульфенсон вздохнул, с трудом сдерживая ужас, и сказал, что судьбе было угодно развести людей по разные стороны баррикад, что ему понятен протест, что он благодарен за то, что его прямо у дома не обидели физически, а просто по-доброму предупредили, что в капитализме действительно ничего хорошего, но, с другой стороны, что лучше-то? Анархия что ли? Он не верит в анархию. А в коммунизм тем более. С чем и уехал.

"Все равно наши вас на работу не пропустят" – кричали вслед собравшиеся. Конечно, обижать физически его не стали по другой причине: всю эту сенсационную встречу на газоне снимали профессиональной камерой, чтобы потом, неделю, показывать в новостях. Так активисты одержали локальную победу, подробно высказавшись в эфире. Все остальные "акции" того знаменитого воскресенья не были такими мирными. Удивительно, что журналисты, находящиеся в гуще бунтующих, высказывались о них потом с едва скрываемой симпатией, тогда как другие, попавшие вместе с международной элитой на территорию осажденного саммита, говорили о "хулиганистах" с явным раздражением. Сложнее всего было понять тех, кто побывал и внутри и снаружи. Великая сила всё-таки окружающая среда.

Имя

Новый радикальный субъект – неуловимый и опасный, как ртуть. Легко переходящий с университетской лексики на блатную феню, с уличного слэнга на язык литературного салона, с клубного новояза на профессиональный журналистский жаргон и т.д. Радикальный субъект, однако, не является при этом ни студенческим кружком, ни криминальной группировкой, ни молодежной субкультурой, ни салоном, ни клубом, ни редакцией, действуя во всех этих средах, как революционная сюрреалистическая спецслужба. Действуя от имени предстоящего восстания. Субъект не поддается обозначению, потому что сам раздает новые значения вещам и фигурам, в зависимости от шанса их использования в предстоящей революционной практике, заново опознает все феномены в соответствии с их востребованностью для глобального сопротивления. Субъект все время ускользает от очередного приблизительного имени, прикидываясь то известной социологам "группой ненависти", то активно обсуждаемым феноменом "нового" или "вторичного" варварства, или просто "излишеством", воспаленным социо-культурным аппендиксом постиндустриального общества, этакой всегда готовой к использованию массовкой для клипов Тома Морелло и самодельного сквот-кино.

"Антиглобалисты" - все чаще слышишь в медиа это слово, когда речь идет об уличных бузотерах в черных масках, новых левых интеллектуалах, мексиканских, перуанских или колумбийских партизанах, тортометателях Ноэля Годена, фанатиках, взрывающих по ночам Мак Дональдсы или просто политизированных панках-растаманах, отрицающих "Вавилон" и проводящих концерты в пользу очередных пострадавших от диктатуры банкократии в третьем или втором мире.

Воспользуемся этим названием как маскирующим узором. Точно так же им пользуются перечисляемые прессой "идеологи движения": Наоми Кляйн, Сьюзен Джордж, Уолден Белло, Игнасио Рамоне, Кристоф Агютон. Сами понимая всю условность данных системой имен и вообще неадекватность дореволюционного языка, антиглобалисты легко жонглируют вывесками своих движений и инициатив: "Аттак", "Возвращение на улицы", "Шанс 2000", "Раньше, чем завтра", "Черный блок", "Барьер для глобализации", "Опасный лес", "Мобилизация ради справедливости", "Классовая война", "Объединенный фронт людей и животных", "Армия декапитализации планеты", "Интернационал камнеметателей" – вот лишь ничтожная часть сообщающихся между собой группировок, имеющих общей целью международное сопротивление финансовому рабству людей, информационному давлению медиа на сознание эксплуатируемых и обезличенных толп и планетарной дрессировке народов, заказанной и проплаченной транснациональными корпорациями.

Еще чаще и удобнее действовать через нигде не зарегистрированные анонимные группы из нескольких решительных людей, имеющих доступ к Интернету для минимальной координации своих действий. Группа выбирает себе доступную локальную цель и начинает по ней работать.

Как только группа проявляет себя, власть замечает её, но не может обнаружить и топчет наугад, как слепой слон, укушенный неизвестно кем, часто промахиваясь и попадая по случайным людям. Случайным людям, кстати, это позволяет догадаться, что они не так уж случайны в человеческой истории. Если группу накрыли, она может распасться так же легко, как появилась, а её активисты тут же входят в (или создают) другие группы и продолжают в том же духе, поменяв локальную цель с учетом опыта.

После первых же массовых выступлений антиглобалисты были так потрясены позорными комментариями прессы, что решили создавать собственные СМИ. Так возникли Индимедиа – более ста сайтов почти на всех языках мира. Корреспондентом может быть любой доброволец. Никакой официальной редакции, гонораров и запретов. Черные палатки с большой белой буквой "i" теперь можно видеть везде, где идет уличный бой или уточняется тактика глобального сопротивления. Вот что вчера мне прислала Нелли, постоянный немецкий активист берлинской версии:

"Борьба должна вестись не за идею, не за принцип, но за место конкретизации идеи, за страну, пусть и символическую, этого принципа, за пространство. Война ведется либо за сохранение "места", либо ради экспансии, расширения освобожденной территории. Настоящая война – всегда за Родину, за свой партизанский лес, выполняющий роль тыла, питающий и оправдывающий войну. Прежде, чем ввязаться, мы обозначаем нашу "автономную зону". На открытый конфликт идем, если над нами занесена лапа системы, либо если сами чувствуем себя уже готовыми к вылазкам. В последние два года чаще случаются вылазки".

Дочитав немецкий текст, не уверенный, что все перевел правильно, я иду спать и вижу долгий запутанный душный сон. Утром от него только одно воспоминание: кто-то спрашивает меня, сколько на земле стран? Тычет в карту, контуры которой совсем не те, что я учил в школе. Штаты, Европа, Япония раздуты и вот-вот готовы лопнуть своим цветным нутром на остальных. Остальных, впрочем, не видно почти, так, какая-то пестрая мелочь, экономический планктон. Он спрашивает опять. Ему нужно точное число стран, а я не могу ответить. Не считаю это важным, и между нами висит плохое молчание.

Пример

Что нам, к примеру, известно о такой, весьма раскрученной, организации, как "Глобальное действие людей"? Движение началось с учредительной конференции в Швейцарии 23-25-ого февраля 99-ого. Весьма урожайный год, в 99-ом появилось около сотни аналогичных групп и ни одна из них не собирается пока уходить со сцены. Цель – прекращение так называемой "свободной торговли" раз и навсегда и по всему миру. Метод – дестабилизация враждебной человечеству деятельности таких монстров, как Всемирная Торговая Организация (ВТО) и Международный Валютный Фонд (МВФ).

"Глобальное действие" призывает к открытой конфронтации как на улицах мегаполисов (массовые выступления последних двух лет), так и в сельских районах (протестные движения фермеров в Европе и коммунальная сельхозкооперация в Латинской Америке и Малой Азии), к теоретической критике корпораций и независимому анализу характера и последствий их деятельности (журналы, вроде английских "Следим за корпорациями", "Живой марксизм" или немецких "Битва за жизнь", "Рабы"), к распространению альтернативной информации, которая не выгодна для массовых медиа, и к компьютерным диверсиям. При "Глобальном Действии" действует целая армия хакеров из движения "Хактивист", сочиняющих идеологически выдержанные вирусы, эксплуатирующие человеческую жадность и любовь к нетрудовому обогащению ("вы выиграли бриллианты", "увидимся на Гаваях", "С анархистским новым годом" и т.д.). Практикуется так же взлом систем безопасности военных ведомств, разведки и крупных банков (выведение из рабочего состояния военных спутников и исчезновение файлов о неблагонадежных гражданах, часто участвующих в "беспорядках"). После взлома официального сайта "Пепси" там появилась гневная поэма "Анти-ТНК", а на месте сайта крупнейшего химического концерна "Boots" болтался лозунг "А как вы нарушаете закон?". Недаром, все-таки, киберпанк 80-ых питался идеями от марксизма франкфуртской школы.

"Действие Людей" - сегодня это более сотни филиалов в большинстве стран - открыто отрицает мировой рынок как систему, порожденную "патологически экстравертным" колонизаторским сознанием и ведущую к укоренению классовой и географической несправедливости. "Действие" величает ВТО, МВФ, Всемирный Банк тусовками финансовых вампиров, тактически заинтересованных исключительно в повышении прибылей, а стратегически – в бесконечном воспроизводстве системы капитализма любыми средствами.

Позитивная ориентация – децентрализация, автономия, сохранение независимости народов, культов и преследуемых конфессий, поощрение деятельности альтернативных поселений, новых коллективов и партизанских образований, коллективное сознание которых складывается в процессе сопротивления глобализму и организации жизни на изначально свойственных любой общине принципах солидарности, альтруизма и неотчуждаемого труда.

Ближайшая задача: всемирная координация сопротивления свободной торговле как начальная стадия международной антирыночной революции.

Наиболее интересные участники "Глобального Действия" в "развивающемся" мире: бразильские Sern Terra, индийские и пакистанские аграрные коммунары, филлипинские партизаны-марксисты, мексиканские сапатисты, движение за выживание народа Огни, комитеты самоорганизации народа Маори (Новая Зеландия), никарагуанские сандинисты, растаманское "Антивавилонское Ополчение".

На "развитой" территории, помимо широких движений удачно практикуют вышеописанные крошечные (2-5 человек отличающейся специализации) нигде не зарегистрированные группы, разделяющие стратегию и практически неуловимые для системы в своей тактике. Они легко сотрудничают с кем угодно, лишь бы достигалась цель, часто даже не выдавая своих подлинных убеждений. Не выстраивают внутренних иерархий, никого не "представляют", кроме самих себя, не стремятся закреплять за собой узнаваемые обществом "брэнды". Часто именно от них попадает в большие медиа альтернативная информация и примеры альтернативной интерпретации привычного новостного контекста. Нередко они сами становятся ньюсмейкерами, действуя на избранной территории только им понятными методами.

Из интервью с моим датским товарищем Карлом Боилем, которое так и не удалось нигде по-русски напечатать:

- Всё это было бы невозможно без Интернета. Наше новое объединение. Атаки на злого клоуна МакДоналда, стритфайтеры, молотящие по всему, на чем есть фирменный знак, велосипедный саботаж, позволяющий занять улицы. Хотя конечно, подлинная коммуникация возникает не в Интернете. Только на улицах множество разделенных тел и душ становятся одним организмом, покинувшим зоопарк противоестественного правопорядка. Там ощущаешь на клеточном уровне, что капитализм – устаревшая и опасная система, которая не переварит бесконечной пестроты сопротивления и разъедется по швам

- Поддерживаются ли контакты с более взрослыми, респектабельными, "левыми политиками"?

- Интереснее всего Латинская Америка, хотя по настоящему мы поддерживаем там только субкоманданте Маркоса, сапатистов. Когда в Квебеке мы штурмовали бетонную стену, Кастро был единственным политиком, поддержавшим нас. Поэтому кроме черных и красных некоторые подняли кубинские флаги. Но больше мне запомнилась настоящая катапульта, которая метала через стену и проволоку на территорию банкиров наши агитационные материалы. Возможностью собираться и все планировать в Порту-Алегри мы обязаны товарищу Луле, неплохому парню из рабочих-социалистов, ставшему теперь бразильским президентом. Чавес в Венесуэле и Гутьерос в Эквадоре шлют приветы и выражают солидарность. В Европарламенте есть несколько революционно настроенных людей, Ален Кривин, например, но они там есть только потому, что Европарламент не решает ничего, это трибуна, за использование которой платишь институализацией. По-моему, дороговато … Короче, я предлагаю полагаться только на себя и свою группу.

- А поддержка людей культуры, даже поп-культуры?

- Мне нравится, когда к нам присоединяются KLF, Ману Чао и Тонино Каратоне, есть даже свои в Голливуде, Тим Роббинс и Сьюзен Сэрандон, что не удивляет, если посмотреть их фильм "Колыбель закачается". Многие акции планируются не только в Порту-Алегро, но и в Штатах, на арт-фестивале "Burning Man”, в пустыне. Для движения много сделали не только социальные философы: Славой Жижек, Тони Негри, Пьер Бурдье, но и писатели: Стюарт Хоум со своей "арт-забастовкой", Тони Уайт, Хаким Бей.

- Я слышал об антиглобалистской кулинарии

- Да, я сам стараюсь употреблять меньше продуктов брожения, например. Это большое дело, знать, какие продукты-напитки-вещества традиционно порабощаю сознание, а какие наоборот.

Облик

Именно антиглобалистская среда в современной Европе формирует новый тип повстанца. Что о нем можно сказать уже сегодня? Чем, по крайней мере, он отличается от предыдущего "гошистского" ("нью-лефт") типажа?

Во-первых, антиглобалист не боится быть модным, считая искусно спровоцированную популярность своего имиджа, имени и идей большим достижением в деле предстоящей революции. Бить медиа их же оружием, использовать комплексы отдельных журналистов и заранее "проплаченные" темы целых медиа-монстров в своих целях, не считается зазорным. Культивируется талант повстанца, понятый как способность к присвоению любой среды (информационной, финансовой, символической, идеологической, полиграфической, кинематографической и т.д.), необходимой для радикальной практики.

"Присвоение" как целая концепция, найденная у молодого Маркса (см. Маркузе "Разум и революция", главу про "Уничтожение труда"), стало доминантой сознания антиглобалистских активистов. Прежде чем начинать серьезную дуэль с мировой олигархической диктатурой, новый радикальный субъект должен "присвоить" себе достаточную для начала войны часть ландшафта. Таким образом, антиглобалистский стиль серьезно отличается от героически обреченного жеста вооруженных марксистских групп 70-ых – 80-ых, носившего суицидальный и явно нарциссический характер.

Новый повстанец не стреляет назло всему свету, потому что считает, что пока это делать незачем. Он быстро перемещается по миру, связан по сети сразу с несколькими дружественными инициативами резко отличающейся специфики, посещает в разных странах сразу несколько семинаров и форумов, пользуется общим для антиглобалистов банком информации, в том числе и информации о том, как "развести" и заморочить систему, чтобы изъять у нее средства для такого, довольно затратного, существования.

Еще одно существенное отличие от прежних лет в том, что среди координаторов антиглобалистских инициатив теперь составляют большинство интеллектуалы с более "точным" образованием: биологи, экономисты, химики, архитекторы или узкие специалисты по особой оптике или электронным вирусам -- чаще заметны среди "вожаков" и "зачинщиков". Прежняя, задаваемая левыми гуманитариями "карнавальность" и "психоделия" акций никуда не делась, но вот продуманность, эффективность и предсказуемость выступлений для самих организаторов сильно возросли.

Как выразился один из лондонских активистов "Возвращения на улицы": "Для меня спланировать акции в центре города, заранее переиграть полицию, в верном направлении спрограммировать комментарии прессы и потратить на все это наименьшее количество средств и времени не труднее, чем создать новую компьютерную игру средней сложности".

Левая культура сопротивления обогатилась интересом к латиноамериканской теологии освобождения и тамошним "красным католикам" (прославлены даже свои "святые", например, душеприказчик колумбийских партизан Мануэль Перес Мартинес), а так же к индейским "растительным" и "грибным" культам, распространенным на территории колумбийских и мексиканских повстанцев. Некоторые предпочитают наиболее радикальные и антиимпериалистические версии афро-американских культов: раста-сопротивление, вуду. Нередко можно встретить людей, сочувствующих "эзотерическим" и "социалистическим" версиям ислама (эта тенденция ассоциируется прежде всего с эволюцией взглядов Роже Гароди и некоторых итальянских "ветеранов" Красных Бригад). Совсем уж патриоты Европы сочувствуют неоязыческим экспериментам (наряду с левыми в выступлениях участвует все больше так называемых "друидов"), а те, кому языческий источник кажется слишком давним, выбирают некорректные культы двадцатого века, вроде "Храма Душевной Юности", телемизма, кроулианства и практики "восточных тамплиеров", реаниматором которых в Англии был, кстати, Теодор Ройсс, анархо-синдикалистский лидер. Реже всего встречаются в антиглобалистской среде только приверженцы "официального" европейского христианства (имеются в виду все "большие" конфессии), иудаизма, и упрощенного "нью-эйджа", изначально адресованного скучающим домохозяйкам.

И хотя для многих антиглобалистов избранная "вера" часто представляется всего лишь набором психологических советов, поучительных сюжетов, остроумных сравнений и нетривиальных обрядов, поддерживающих внутреннюю динамику организма, чем-то вроде экзотического комикса, "газирующего" восприятие, встречаются в рядах нового сопротивления и люди, искренне и глубоко осваивающие тот или иной духовный путь, сочетая его с радикальной социальной практикой.

Из второго интервью с Карлом Боилем, которое так же не взяла ни одна из "серьезных" российских газет:

- Десять лет назад газеты ехидничали, мол, лево-радикалы теперь дискутируют о правах секс-меньшинств, феминизме и защите животных…

- Когда в нулевом году левые снова взялись за булыжник и палку, в тех же газетах поднялся поросячий визг: они возращаются к варварству, портят частную собственность, разучились разговаривать, откуда их столько взялось?

- Капитализм перестал умещаться в границах национальных государств. Насколько эта новость нова? Ведь она со всеми потрохами имеется уже в "Коммунистическом манифесте"?

- Капитализм и возникал когда-то как система международной торговли, а после уже сложились национальные рынки, так что "глобализм" свойственен для рыночного строя генетически. Сегодня полным ходом идет строительство планетарной империи ТНК, которая приватизирует в свою пользу прежние, теперь – "нижестоящие" органы власти и претендует на контроль за любой, приносящей доход, собственностью, а значит, и над любой массовой информацией. Там, где эта приватизация невозможна с помощью МВФ, начинаются экономические санкции, там, где и это не вразумляет упрямых, действует натовская авиация. То, что всегда было скрытой сутью капитализма становится очевидным, вышедшим из тени.

- Вы ставите им в счет всё, от противоестественного господства спекулятивного капитала над промышленным до потепления климата, наступления пустынь и таяния ледников, вызванного безумием ТНК, прививающих все новые и новые потребности своим зомби. Но можешь ли ты называть хотя бы одну успешную компанию протеста, если, конечно, не считать успехом срыв глобалистских саммитов в Сиэтле, Генуе, Праге?

- В прошлом году наиболее успешной была компания борьбы с Nike, в результате которой фирма улучшила рабские условия труда и копеечную оплату своих двенадцатилетних рабов в Малайзии, дающих Nike основной доход. Типичный пример глобального мышления и локального действия.

Рынок

Как и их предшественники, антиглобалисты выражают брезгливость и отвращение к рынку как императиву отношений внутри человеческого сообщества, да и как к конкретной мировой экономической системе. В качестве "посвящающей притчи" популярен ремейк некогда знаменитого панк-хита группы "Блэк Кросс" – "рыночная мудрость".

Автобус едет над пропастью и всем жутко смотреть вниз, но есть один человек, который спокоен, потому что ему присуща воспитанная еще в бизнес-колледже рыночная мудрость. Автобус накреняется и падает вниз, в салоне начинается паника, однако обладающий рыночной мудростью спокоен, ему известно, что никто не пострадает. Он рассуждает так: никто из нас не хочет погибать, каждый из нас готов отдать последние деньги, чтобы выжить, а значит, в автобусе возник феноменальный спрос на то, чтобы мы не разбились и по законам рыночного саморегулирования немедленно появится и предложение. Автобус зависнет в воздухе и нам останется только узнать банковский счет спасителя, чтобы перевести туда деньги. Так устроен рынок. Автобус падает и разбивается, и над изломанным металлом, перемешанным с окровавленной плотью не остается никого, кроме рыночной мудрости. Вот примерное содержание этой песни, превратившейся в притчу. Естественно, каждый раз, когда ее рассказывают, она, как и положено живому устному творчеству, обрастает более точными подробностями происходящего, например, крики перепуганных пассажиров совпадают с предвыборными лозунгами наиболее влиятельных партий, а мысли "самого умного" наполняются актуальными цитатами из президентской программы или из заявлений самых известных экономистов-либералов.

Впрочем, у антиглобалистов к рынку есть и менее поэтические претензии. Исходя из старой, но все время подтверждающейся мысли о том, что по мере развития капитализма в мировом масштабе, рыночные циклы будут все более удлиняться, а периоды спада будут все более разрушительными, они следят за экономикой и видят многое, а именно:

Последнюю четверть века капитал вырастал из кожи "национальных государств" и приобрел-таки к празднику миллениума планетарное, "глобальное", космополитическое тело. Отдельные правительства любой политической ориентации не могут больше серьезно вмешиваться в дела глобального капитала, диктующего свою волю через систему транснациональных банков, а так же фьючерсных и фондовых бирж. Так называемые "государства всеобщего благоденствия" подвержены убыстряющейся эрозии, голодных, безработных и нищих на планете становится все больше, а не меньше. Регулярно наступают локальные моменты истины, когда положение на финансовых рынках конфликтует с ситуацией в реальной экономике и происходят предупредительные "толчки" более общего кризиса – биржевые крахи, лопнувшие международные пирамиды и национальные валютные девальвации.

Национальные государства превратили себя в спектакль (см. Ги Дебор "Общество спектакля" о концепции спектакля как финальной фазы доминации капитала) и именно потому не могут иметь прежней самостоятельности, потеряли стратегию. Главная власть открыто сосредотачивается в руках наднациональной и надгосударственной элиты мира. Это и есть глобалистское правление. Тони Негри в своей последней книге, ссылаясь на римского историка Полибия, называет этот режим Империей. Чисто "имперский" её этаж: банкократия США, "восьмерка", НАТО, Мировой банк. Этаж "аристократический": транснациональные корпорации и приватизированные ими национальные государства. "Демократический" этаж: ООН и другие международные организации.

В 90-ых средняя зарплата в таких странах, как Аргентина, упала с 300 до 100 долларов, 87% валютной выручки страны уходит на погашение долга "международным институтам". В Венесуэле 90-ого года за чертой бедности жили 60% населения, а сейчас 84%. Не удивительно, что там победил "красный" Чавес. И это не исключение, а тенденция. Кредиты МВФ играют роль "нейтронных бомб", раз и навсегда парализующих любую страну. Национальные рыночные элиты полностью стараются "синхронизировать" себя с мировой финансовой олигархией, распределяющей весь "подлинный" капитал. Таким образом любая национальная валюта становится простой тенью доллара(евро).

Мировая экономика в 60-ых росла ежегодно на 5%, в 70-ых ежегодный рост опустился до 3, 3%, в 80-ых – 2, 8%, в 90-ых – 1, 9%. Прямые капиталовложения в производство падают еще более значительно.

Реальная заработная плата в развитых странах упала за последние 20 лет на 11%, хотя внутренний валовый продукт вырос на 30%. Сейчас доля собственности, находящейся в распоряжении 1 "золотого" процента населения составляет 40% всего человеческого достояния, как в 24-ом году, т.е. до введения прогрессивного налогообложения. Двадцать лет назад этот разрыв был в половину меньше.

В 1850-ом году разрыв между колониями и метрополиями в уровне жизни составлял 2:1, в 1900 - 4:1, в 1960 – 30:1, в 1991 – 61:1, в 1999 – 78:1. Сегодня 4, 5% населения планеты потребляет 45% добываемых мировых ресурсов, хотя по общему их запасу США это всего лишь 10 %. После этого удивляться тому, что полтора миллиарда человек на Земле обречены на полную нищету, то есть не могут тратить больше доллара в день, по меньшей мере глупо.

Производство в третьем мире идет на спад, деньги утекают на Запад, вкладывать в нестабильных регионах невыгодно и национальные экономики там не имеют никакого шанса развития. В этих регионах "экономический прогресс пошел в обратную сторону". Заинтересованность элиты в конкретном экономическом росте обгоняет абстрактную заинтересованность в обеспечении для большинства людей необходимого для жизни минимума. Если (прогноз на 2030 — 40-ой годы) 20% населения, занятого в наемном труде, будет достаточно для обеспечения нужд транснациональной элиты, то никто не гарантирует никакого существования "лишним" 80 %.

Один известный российский промышленник в интервью одной из самых респектабельных наших газет делился своим, еще более откровенным, мнением: "Эффективными собственниками, т.е. людьми, умеющими заставить собственность работать, приносить прибыль, могут быть не более 8-12 процентов населения. Наемный работник должен понять, что закон либерализма хоть и жесток, но справедлив". Какая именно роль уготована в грядущем, о котором грезит господин промышленник, всем тем, кто не втиснется в эти 8-12%, не сумеет или просто не захочет выделять достаточно пота, думаю, мы все скоро узнаем.

Проект Тобина

Лауреат нобелевской премии в области экономики Джеймс Тобин в открытом письме, разосланном масс-медиа, предложил обложить новым налогом все спекулятивные операции на валютных рынках. Даже при ставке в 0,05% налог Тобина приносил бы сто миллиардов долларов ежегодно. Эти деньги могли бы спасти миллионы людей от голодной смерти, эпидемий, полной нищеты и невыносимого рабского труда. Особый акцент Джеймс Тобин делал на бескорыстной помощи странам, "терпящим бедствие", т.е. вымирающим. Как и следовало ожидать, подобное, довольно безобидное прекраснодушие нобелевского лауреата было встречено медиа и элитами весьма настороженно. Намекалось, что среди гениев немало чудаков и клоунов, цитировался Спаситель (по рок-опере "Иисус Христос Суперзвезда"), остроумно отвечавший глупому Иуде: "Неужели ты думаешь, что когда-нибудь все нищие будут накормлены, а страдающие утешены?". Так предложенный "налог Тобина" превратился чуть ли не в тридцать серебренников, уплаченных за предательство. Наиболее же бдительные стали упрекать благородное с виду предложение экономиста вернуть хотя бы ничтожную часть денег ограбленному населению, изъяв скромную долю процента у финансовых спекулянтов, в том, что "налог Тобина" напоминает "революционный налог", собираемый членами экстремистских групп с бизнесменов, проживающих на "баскских", "ирландских" или "колумбийских" землях. Так респектабельный ученый попал в одну компанию с маркированными "врагами общества" только за то, что публично предложил сделать мир хотя бы на пять сотых процента справедливее. Естественно, проект поддержали и включили в кодекс своих ближайших требований многие "антиглобалисты" - Bankwatch и Global Watch, Ральф Найдер, Крис Гримшоу, Эрих Пробстинг: экоанархисты, марксисты, пролетаристы и даже поклонники председателя Мао.

Не нужно быть Джеймсом Тобином, чтобы проследить довольно очевидную цепь исторических положений. Деньги и товар могли выступать как фетиш и в докапиталистических обществах, однако, их фетишизация никогда не имела системообразующего, магистрального значения. Посредством тотального преобразования денег в производственный капитал в девятнадцатом веке мы получили промышленную модернизацию и его величество капитал как доминирующий фактор, а значит, и чисто фетишистскую форму дальнейшего воспроизводства общества вместе со всеми его предметными и культурными продуктами. Следующим шагом стало появление и астрономический рост фиктивного капитала, то есть денег, приносящих деньги, минуя какое-либо реальное производство. Первый десант фиктивного капитала на мировой рынок стал возможен благодаря спекуляциям с акциями и недвижимостью. В дальнейшем еще больший рост фикции дали государственные ценные бумаги, вращающиеся в биржевой воронке. К концу двадцатого века соотношение изменилось на обратное: изменение стоимости производственного капитала напрямую зависит от изменения стоимости капитала фиктивного, т.е. от (с трудом предсказуемого) поведения всеобщего экономического фетиша. Привязка капиталов к золотому запасу, служившая весь двадцатый век серьезным тормозящим фактором, в итоге была отброшена и мы оказались в мире, полностью порабощенным виртуальными "средствами", то есть во вселенной экономической "майи", в "матрице", плену у хищной и требовательной иллюзии. Ускоряющееся, начиная с 70-ых годов, отделение глобальных финансовых потоков от реальной судьбы и движения товаров и труда, плюс ликвидация золотого обеспечения валют позволяют любой стране или корпорации игнорировать прежнюю валютную дисциплину и реальный паритет производительности. Фордизм и тейлоризм с их индустриальным конвейерным адом стандартизации труда и отдыха растворяются и исчезают в новом пространстве всеобщего спектакля, волшебным словом которого является "симуляция". В новой "Империи" капитал имитирует то, чем он был во времена Маркса, миллионы людей симулируют то, что было когда-то парламентской демократией и политической жизнью, писатели симулируют то, что называлось литературой, а музыканты то, что называлось музыкой.

Действительно новым тут может быть только большой взрыв, преодоление телевизионной майи, избавление от власти фетиша-капитала, глубинная революция, породить которую способно только пробуждение в тысячах душ неопровержимого откровения, не совместимого ни с одной из господствующих в нашем общем сне иллюзий.

Не откладывая, я отвечаю на письмо Нелли из "Индимедиа" и отсылаю назад, в Берлин:

"Чего они хотят? Т.е. чему мы сопротивляемся? Хотят нас загнать в свой иерархический безальтернативный рыночный рай, держащийся на безотказных микросхемах, личных магнитных карточках, тотальном "антитеррористическом" контроле и престижном гражданстве в привилегированной части мира. Сделать нас товаром, катящимся по земле вслед за потоками их невидимых всемогущих денег. Они хотят воевать с нами без потерь, как в компьютерной игре. Для подавления "восставших роботов" уже есть все эти самовыстреливащие сети, парализующая пена, направленное излучение, оставляющее ожоги, невыносимый прицельный звук. Заставить нас ищачить ради своих биржевых цифр. Не дать нам вспомнить, не дать догадаться кто мы и зачем здесь, а все неизбежные догадки и воспоминания безопасно запереть в декоративной сфере "независимого" искусства: "зоны вечного радикального поиска и творческого беспокойства", как они это называют. Недовольным предлагается пиво-анаша, кокаин-абсент, кому как повезет, трехгрошевая психоделика как единственное Другое. Если мы воротим нос и продолжаем упрямиться, зачисляют в "экстремисты". На их месте я действовал бы точно так же. Но в этой священной, идеологической, цивилизационной, социальной войне мы с тобой с другой стороны. Что такое, в конце концов, наши сетевые структуры, не по отношению к их иерархическим пирамидам, но по отношению к самим себе? Это сеть взаимного освобождения, сеть реализации всего, что было в нас репрессировано или до неузнаваемости искажено системой. Это как ранняя церковь, та, которую творил апостол Павел, а не та, которая крестила императоров".

На следующий день я получаю ответ, вежливо предлагающий набрать письмо латиницей или перевести его на немецкий (английский). Не распознавание русских знаков.

Будущее

Выводы, которые делают антиглобалисты из вышеописанного и все более очевидного экономического расклада, настолько просты и не новы, что я, рассчитывая, на сообразительность читателя, предлагаю их сделать самостоятельно.

Сегодня яростный шум выводит из транснациональной капиталистической комы всех тех, кто уже было поверил, что "эпоха революций, слава богу, осталась в учебниках". Тихое большинство слишком рано решило за своего, не всегда послушного, бога, и похоже, на этот раз он еще погоняет толпы революционным бичом по исторической арене.

Уличные бои в Лондоне, Сиэтле, Вашингтоне, Давосе, Праге. Во многих из этих городов они были уже несколько раз и нужно уточнять месяц-год. Гетеборг, где полиция стреляла боевыми патронами по ногам демонстрантов. Давос-2001, в котором два дня не останавливались поезда, на соседних станциях полиция осаждала вокзалы с прибывшими "туристами", а проникшие под землю партизаны перерубили банкирам телефонные кабели. Этим, кстати, дело не ограничилось, и через двое суток после окончания бизнес-форума в свободном интернетовском доступе появились взломанные левыми хакерами досье на всех участников давосской встречи – номера кредиток, биографии, конфиденциальные сведения об источниках дохода, "непопулярных" партнерах в бизнесе и "пожертвованиях" своим политическим "друзьям". Генуя, в которой погиб, став легендой, молодой коммунист Карло Джулиани. Альтернативные глобалистам международные съезды всех несогласных в бразильском Порту-Алегри, начатые по инициативе тамошней Партии Труда.

Вообще, регулярные беспорядки и скандалы вокруг всего, связанного с глобализацией мировых элит и их капиталов, уже принесли антиглобалистам важную психологическую победу. Сегодня, собираясь на свои тусовки, "ответственно мыслящие" капиталисты и "неравнодушные" администраторы, вынуждены требовать, чтобы их отделили от остального мира рядами режущей спиральной проволоки, шеренгами пластикоголовых робокопов и натасканных собак, бронетранспортерами, водометами и полосами отчуждения, как будто речь идёт о штабе инопланетян-оккупантов. Разность интересов элиты и населения, а так же чисто насильственная функция государств, принимающих "элиту" на своей земле, выражаются здесь наиболее наглядно.

Мировой капитализм, как и предсказывалось великими диагностиками прошлого, вступает в свою заключительную и самую драматичную стадию планетарного господства и планетарного же крушения. Конечно, когда сегодня антиглобалисты говорят о "посткапитализме" и подготовке международной революции, они имеют в виду, что готовить пока надо содержание, ресурсы, стиль и метод, а не время и место этой революции. Готовить нужно ту новую историческую оптику, которая сложит в одно целое множество фрагментов сопротивления. Тот исторический инструмент, который превратит тысячи радикальных ситуаций в одну революционную.


ЧИТАЙТЕ
"Товарищ" рекомендует: приступаем к созданию рейтинга литературных произведений

ЭКСПЕРТНАЯ ЛЕНТА
  • Павел Святенков: Еврейский вопрос в России
  • Леонтий Бызов: Еврейский вопрос в России
  • Армен Асриян: Еврейский вопрос в России
  • Виктор Милитарев: Еврейский вопрос в России


  • ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
  • Тимур Шаов: Товарищи ученые
  • Анатолий Беляев: Мы не вышли с тобой
  • Александр Харчиков: Белый дом
  • Александр Харчиков: Реквием-93
  • Майя Алексеева: Когда придут наши
  • Николай Прилепский: Полугодовая панихида
  • Александр Крылов: Я не погиб...
  • Страна, которая где-то есть

  • ОБЗОР ПРЕССЫ
  • Интервью Владислава Суркова "Комсомольской правде"
  • Михаил Ходорковский: Кризис либерализма в России


  • АНАЛИТИКА
  • Сергей Черняховский: Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)
  • Армен Асриян: Стерегущие дом
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Безвременные грезы российских либералов
  • Виктор Милитарев: Консерватизм и социал-демократия: параметры альянса

  • КРИТИКА
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Феноменология повседневной черной магии
  • Михаил Денисов, Виктор Милитарев: Русскоязычная фантастика как теневой духовный лидер

  • ССЫЛКИ
  • АПН
  • ФОРУМ - открытая электронная газета
  • Газета "Спецназ России"
  • ТРАДИЦИЯ
  • STOPPER
  • Михаил Харитонов. Ненаучная фантастика
  • КРЕМЛЬ.ORG
  • Полярная звезда
  • Журнал Виктора Милитарева
  • Информационное агентство РОСБАЛТ









  • поиск информации



    НОВОСТИ
    | КЛУБ
    | ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!
    | ОБЗОР ПРЕССЫ
    | АНАЛИТИКА
    | КРИТИКА
    | ФОРУМ

    Полное или частичное копирование материалов
    приветствуется со ссылкой на клуб "Товарищ".
    Rambler's Top100


    По вопросам сотрудничества пишите info@ctvr.ru